Действующий

Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года (с изменениями на 13 октября 2022 года)

4. Состояние промышленного развития производств по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов по отраслям


По данным Федерального агентства государственной статистики, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов, в 2016 году составили 8423 млн. рублей. Доля инвестиций в создание предприятий по утилизации и обезвреживанию отходов не превышает 4 процентов общего объема средств, выделяемых на экологические мероприятия. Основная часть этих инвестиций расходуется на строительство и рекультивацию полигонов твердых коммунальных отходов.

Приведенные данные свидетельствуют о неудовлетворительном уровне развития промышленности в области вовлечения отходов в хозяйственный оборот. Текущий объем инвестиций в обеспечение производственной деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов крайне недостаточен для создания в России полноценной эффективной отрасли промышленности в этой сфере.

По различным экспертным оценкам, динамика ввода в действие крупных промышленных объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов за последние 5 лет в целом имеет негативную тенденцию к снижению. Так, ежегодно в эксплуатацию вводится 25-34 комплекса по утилизации отходов.

По отчетным данным регионов, в 2014 году в 54 субъектах Российской Федерации реализовывалось порядка 200 проектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе на принципах государственно-частного партнерства. Создание систем обращения с отходами, предусматривающих строительство межпоселенческих (межмуниципальных) объектов инженерной инфраструктуры, включая размещение объектов перегрузки, сортировки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, осуществлялось в 14 регионах.

В настоящее время количество средних и крупных мусоросортировочных комплексов, имеющих всю необходимую разрешительную документацию, на территории России оценивается в 60 единиц. Значительно выше число мелких сортировочных предприятий производительностью от 50 тыс. тонн в год, не относящихся к объектам капитального строительства, использующих в основном ручную сортировку лишь некоторых групп отходов. Такие предприятия в большинстве случаев создаются при объектах размещения отходов. Малый выход полезного сырья из отходов (приблизительно 5 процентов) делает производство малоэффективным, обусловливает низкий уровень рентабельности производства, поскольку прибыль от реализации такого сырья не покрывает эксплуатационные расходы на сортировку отходов.

Общее количество отходов, поступающих на мусоросортировочные комплексы, по оценкам экспертов, составляет от 5 до 13 процентов объема образования. По данным статистической отчетности, общее количество отходов, поступающих на мусоросортировочные комплексы, составило в 2016 году 8,9 процента объема вывезенных с территории городских поселений твердых коммунальных отходов.

Результатом низкого уровня развития промышленной обработки твердых коммунальных отходов, включая их сортировку, наряду с отсутствием системы их раздельного сбора от населения является дефицит на рынке сырья из утильных фракций отходов.

Объем переработки изделий из резины, шин и покрышек, утративших потребительские свойства, составляет в настоящее время примерно 15-16 процентов количества выпускаемых в обращение шин. Большинство предприятий, в основном среднего и малого бизнеса, ориентированные на районный, городской или региональный рынок сырья, загружены не более чем на 50-60 процентов уровня проектной мощности. Причинами такой ситуации, по оценкам товаропроизводителей, служат отсутствие налаженной системы сбора отходов, высокие технологические затраты, низкое качество сырья, увеличивающее расходы на обработку, нестабильный спрос на продукты переработки. Эффективным решением может стать создание производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием, позволяющим обеспечить высокую концентрацию и производительность обработки и утилизации больших объемов резины, шин, покрышек, снизить себестоимость выпуска продукции из вторичного сырья. Такая мера может быть реализована при эффективной организации логистики, оптимальных транспортных поставок отходов, отгрузки потребителям произведенной продукции, устойчиво функционирующих рынков сбыта.

Существующие мощности по переработке макулатуры оцениваются в 3,3-3,6 млн. тонн в год. Вместе с тем, по оценкам экспертов, смесь вторичного сырья после сортировки твердых коммунальных отходов, имеющая малый срок хранения (не более 2 суток), обладает высоким уровнем влажности, разнородности по составу, что приводит к росту производственных затрат на обработку и не позволяет осуществить выпуск качественной бумажной продукции. Техническое перевооружение целлюлозно-бумажных комбинатов с использованием линий по обработке макулатуры не обеспечивает экономическую целесообразность модернизации производства и не представляется прибыльным для ведения бизнеса. Приоритетным направлением оптимального использования полезного сырья из отходов бумаги и картона является организация раздельного сбора макулатуры от жилого сектора и предприятий, создание сети приемных пунктов, в том числе передвижных с последующей утилизацией таких отходов.

Мощность производственного оборудования по утилизации отработавшей свой жизненный цикл компьютерной, бытовой и оргтехники составляет в нашей стране не более 33 тыс. тонн в год с возможностью увеличения до 50 тыс. тонн в год. Фактически в год по всей стране утилизируется не более 25 тыс. тонн электротехнического и электронного оборудования. Недостаточный уровень переработки связан со многими факторами: сложная производственная специфика (необходимость наличия специального высокоточного и высокотехнологичного оборудования, подготовленных специалистов), высокие затраты труда, разнородность утилизируемых элементов по классам опасности, размерам, уровню востребованности на рынке сбыта, а также отсутствие стабильного спроса на утилизируемые фракции, устойчивого потока отходов, инфраструктуры по сбору данных отходов. Эффективный системный подход к процессам обработки, утилизации и обезвреживания отходов электротехнического и электронного оборудования может быть реализован в рамках создания сети экотехнопарков в комплексе с организацией стационарных и передвижных пунктов сбора этих отходов у населения и предприятий.

Производители листового стекла перерабатывают как собственный, так и приобретенный у специализированных организаций стеклобой после предварительной обработки. Его количество формируется из отходов переработки стекла (производство стеклопакетов, окон) - до 15 процентов и конечной продукции, потерявшей потребительские свойства (отработанное оборудование, изделия, отходы строительства и сноса) - до 85 процентов. Низкая загрузка мощностей по утилизации отходов стекла предопределена экономической составляющей вторичного использования стеклобоя с учетом затратных процессов обработки (очистки, мойки, сушки, сортировки, сепарации) и утилизации этих отходов. В связи с этим необходимо придавать большее значение вопросам совершенствования методов и технологий сбора и обработки отходов стекла. Приоритетным направлением является раздельный сбор, существенно удешевляющий дальнейшую обработку и утилизацию отходов.

Все сегменты рынка, связанные с малозатратными способами переработки полимерных материалов (измельчение, прессование), в России на протяжении ряда лет имеют тенденцию к развитию, что связано со стабильно растущим спросом на полимерные изделия и быстрой окупаемостью вложений по утилизации некоторых видов отходов полимерной продукции, в основном упаковки и тары. При этом на отечественном рынке фиксируется дефицит вторичных ресурсов, представленных изделиями из пластмасс, полимерной тары, упаковки, утративших потребительские свойства. Производственные мощности переработчиков термопластиковых бутылок в России по состоянию на 2014 год составляли около 177 тыс. тонн в год и были загружены на 50-60 процентов из-за отсутствия необходимого количества сырья.

Перспективным вариантом решения вопросов промышленной переработки полимерсодержащих отходов может являться создание на территории нашей страны сети многофункциональных комплексов по промышленному обезвреживанию отходов. Такие комплексы могут специализироваться на обезвреживании различных групп отходов I-II классов опасности, медицинских отходов, отработанных пестицидов и агрохимикатов, иловых осадков сточных вод.

Нерешенной проблемой для организации экономически эффективных производств по утилизации отходов, производству продукции из вторичного сырья является отсутствие в регионах развитой инфраструктуры по раздельному сбору и обработке (сортировке) отходов.

Оптимальным решением может служить формирование сети мусоросортировочных комплексов, позволяющих выделять из поступивших отходов вторичные ресурсы и отходы, не подлежащие дальнейшей утилизации, и многофункциональных сортировочных комплексов для сбора на обработку всех видов отходов производительностью не менее 100 и 300 тыс. тонн в год соответственно. По экспертным оценкам, эффективность выделения таких ценных утильных фракций, как черные и цветные металлы, картон и бумага, полимеры, стекло должна составлять не менее 30 процентов общей массы при оптимальном плече транспортирования отходов не более 50 км.

Анализ текущего состояния обращения с отходами показывает, что на территории многих субъектов Российской Федерации отсутствуют объекты индустриальной комплексной обработки, утилизации и обезвреживания отходов. Не уделяется внимание этой проблеме и при формировании региональной экологической политики в области обращения с отходами, при разработке территориальных схем по обращению с отходами. На федеральном уровне практически отсутствует межрегиональное и межотраслевое взаимодействие в области размещения и строительства промышленных объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.

Рост доли утилизируемых отходов также сдерживается недостаточно функционирующей системой государственного и производственного контроля в сфере обращения с отходами, являющегося ключевым условием для эффективной организации последующих процессов их обработки, утилизации и обезвреживания, а также недостаточным развитием рынка и низким уровнем спроса на продукцию, произведенную с применением сырья, полученного из отходов.