В условиях замедления роста глобальной экономики, снижения уровня занятости населения и, как следствие, роста безработицы Российская Федерация продолжает принимать активные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда, обеспечение его гибкости и сбалансированности, предоставление социальных гарантий и защиту трудовых прав граждан.
Для обеспечения устойчивого экономического роста необходимо создать условия для создания качественных рабочих мест, что в свою очередь стимулирует развитие экономики.
По данным Росстата численность экономически активного населения в Российской Федерации в среднем за 2015 г. составила 76,6 млн. человек, при этом численность занятых в экономике достигла 72,3 млн. человек. Уровень занятости населения в 2015 г. достиг 65,3%, что превышает средний уровень занятости развитых стран и стран - членов ЕС (в 2014 году - 64,9%, по данным Евростата).
________________
http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Emplovment statistics.
Некоторые группы населения являются наименее конкурентоспособными на рынке труда, например, женщины, имеющие малолетних детей, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных учреждений без опыта работы), многодетные родители, граждане с ограниченными возможностями, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов. В этой связи требуется постоянное внимание к мерам по их поддержке.
В стране принята и действует Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", основная цель которой - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. Важнейшими задачами Программы также являются: удовлетворение спроса на квалифицированную рабочую силу - как за счет внутренних ресурсов, так и за счет внешней трудовой миграции, приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка, обеспечение сохранения здоровья работников путем улучшения условий труда.
Несмотря на относительно благополучное положение на рынке труда в целом по России, региональные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда, где этот показатель в 1,5 и более раза превышает среднее значение по Российской Федерации. Одна из причин сохранения локализации региональных рынков труда - низкая территориальная мобильность рабочей силы, препятствующая эффективному использованию трудовых ресурсов. При этом традиционными субъектами Российской Федерации с наибольшей численностью въезжающих граждан Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности в рамках внутренней трудовой миграции остаются города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, а также Московская область. На их долю в общей численности приходится 65,6% внутренней трудовой миграции по Российской Федерации в целом. В то же время отдельные регионы Российской Федерации испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе, например, регионы Дальнего Востока. В этой связи на федеральном и региональном уровнях принимаются и реализуются необходимые решения, направленные на повышение мобильности трудовых ресурсов в Российской Федерации, в частности, принятие региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в приоритетных регионах с финансовой поддержкой на федеральном уровне. В этой связи представляется целесообразным учитывать положительный международный опыт применения механизмов обоснованной оптимизации внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития страны.
В то же время вызывают беспокойство некоторые социальные показатели: наличие части населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума, а также разрыв денежных доходов населения с наибольшими доходами и наименьшими доходами. Присутствует региональная дифференциация по уровню жизни.
________________
По данным Росстата, соотношение денежных доходов населения с наибольшими доходами и наименьшими доходами по итогам 2014 года составил 16 раз.//http://www.qks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_32q.doc.
В Российской Федерации большое внимание уделяется мерам по повышению профессионального уровня работников - как фактору роста производительности труда.
Поэтому важно создание современной системы выявления требований работодателей к квалификации работников и применение полученных данных при подготовке кадров. Это позволит снизить издержки работодателей на адаптацию работников, а работникам - более уверенно занимать достойные рабочие места.
С этой целью в 2014 году в стране создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, осуществляющий мониторинг появления новых профессий, изменений в трудовых функциях, разработку и актуализацию профессиональных стандартов, участие в разработке и актуализации государственных стандартов профессионального образования, программ профессионального образования и обучения, организацию деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также независимой оценке квалификации.
На основе всестороннего исследования и опроса организаций разработан и утвержден национальный справочник профессий, востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования, включающий 1620 профессий. Разработано свыше 800 профессиональных стандартов при непосредственном участии работодателей, профсоюзов, профессиональных сообществ и других заинтересованных организаций. Разработан проект федерального закона о независимой оценке квалификаций.