Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 553

11.1. Характеристика текущего состояния сферы подпрограммы 4 с указанием основных проблем и прогноз ее развития


Совершенствование организации системы медицинской реабилитации является одним из важных и социально значимых направлений практического здравоохранения в Санкт-Петербурге. Стратегической задачей реабилитации является социальная интеграция реабилитанта и обеспечение ему приемлемого качества жизни, то есть достижение удовлетворенности человека своим физическим и психическим состоянием и социальным статусом.

Медицинская реабилитация осуществляется независимо от сроков заболевания при условии стабильности клинического состояния пациента и наличия перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала), отсутствии противопоказаний к проведению отдельных методов медицинской реабилитации на основании установленного реабилитационного диагноза.

В настоящее время в Санкт-Петербурге в соответствии со структурой общей заболеваемости населения сформирована комплексная 3-х этапная система медицинской реабилитации.

Первый этап медицинской реабилитации осуществляется в острый период течения заболевания или травмы в отделениях реанимации и интенсивной терапии медицинских организаций.

Второй этап медицинской реабилитации осуществляется в стационарных условиях медицинских организаций и представлен 1319 койками в 16 учреждениях здравоохранения, подведомственных Комитету по здравоохранению и администрациям районов Санкт-Петербурга, в том числе для реабилитации пациентов с заболеваниями центральной нервной системы и органов чувств, для реабилитации пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, для реабилитации пациентов с соматическими заболеваниями.

Третий этап медицинской реабилитации осуществляется пациентам, независимым в повседневной жизни при осуществлении самообслуживания, общения и самостоятельного перемещения (или с дополнительными средствами опоры), в условиях амбулаторных и санаторно-курортных медицинских организаций (далее - СКО) и представлен 4 межрайонными центрами для взрослого населения (Выборгский, Кировский, Московский, Центральный районы), а также 29 поликлиниками, в которых созданы кабинеты и отделения восстановительного лечения, оснащенные необходимым медицинским оборудованием, и развернуто более 700 коек дневного пребывания.

Благодаря реализации мероприятий Подпрограммы 4 были открыты отделения медицинской реабилитации в ГБУ СПб НИИ СП им.И.И.Джанелидзе, СПб ГБУЗ "Городская многопрофильная больница N 2" и ГБУЗ "Санкт-Петербургский клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (онкологический)", закуплено современное реабилитационное оборудование, внедрено более 100 новых методик лечения, увеличено число коек дневного пребывания, проведены ремонты реабилитационных отделений стационаров, что улучшило доступность и качество оказания реабилитационной помощи жителям города. Охват реабилитационной помощью возрос с 9 до 12%, в том числе взрослого населения - с 12 до 14%.

Кроме того, с сентября 2015 года Санкт-Петербург в числе 13 субъектов Российской Федерации принимает участие в реализации пилотного проекта "Развитие системы медицинской реабилитации в Российской Федерации", в ходе которого запланировано проведение анализа экономической и клинической эффективности традиционной и "новой" модели проведения мероприятий по медицинской реабилитации с использованием набора шкал; изучение особенностей нарушений функционирования и участия у каждой категории пациентов в процессе медицинской реабилитации; разработка методологических основ для создания регистра пациентов, получающих медицинскую реабилитацию в России, и основ для создания системы оценки качества медицинской реабилитационной помощи.

Важной составляющей медицинской реабилитации является санаторно-курортное лечение (далее - СКЛ).

СКЛ взрослых осуществляется в СПб ГБУЗ "Городской туберкулезный санаторий "Сосновый Бор" (125 коек) и в 16 санаториях для детского населения, подведомственных Комитету по здравоохранению и администрациям районов Санкт-Петербурга, а также в СКО других форм собственности.

Однако в настоящее время система санаторно-курортной помощи не имеет единой структуры, рассредоточена между министерствами, ведомствами, общественными и частными организациями и характеризуется износом основных фондов и сокращением государственной финансовой поддержки, в связи с чем в 2016 году по поручению Президента Российской Федерации проведена инвентаризация государственных СКО, по итогам которой проведен подробный анализ состояния санаторно-курортного комплекса, в том числе основных фондов, материально-технической базы, эффективности использования медицинского оборудования, и в настоящее время проводятся мероприятия, направленные на повышение эффективности использования санаторно-курортного комплекса.

С 2010 года в соответствии с ТПГГ в Санкт-Петербурге Комитет по здравоохранению по итогам проведения электронных аукционов ежегодно заключает государственные контракты с СКО по долечиванию жителей Санкт-Петербурга из числа работающих граждан непосредственно после стационарного лечения по 10 нозологическим формам и оперативным вмешательствам: острый инфаркт миокарда, нестабильная стенокардия, острое нарушение мозгового кровообращения, сахарный диабет, заболевания беременных женщин "групп риска", после операций на сердце и магистральных сосудах, по поводу язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, удаления желчного пузыря, в том числе с применением лапароскопической (эндоскопической) техники, по поводу панкреатита (панкреонекроза), операций ортопедических, травматологических при дефектах и пороках развития позвоночника, пластике суставов, эндопротезировании и реэндопротезировании, реплантации конечностей.

Охват СКЛ пациентов благодаря реализации мероприятий Подпрограммы 4 возрос с 17 до 21%.

Основными проблемами являются отсутствие единого подхода к определению реабилитационного потенциала; отсутствие доказательной базы об эффективности (в том числе экономической целесообразности) традиционных и новых технологий медицинской реабилитации и СКЛ, применения тех или иных лечебных и физических факторов; отсутствие утвержденных критериев по переводу на этапы медицинской реабилитации и ее завершению; нежелание пациентов получать медицинскую реабилитацию в амбулаторных условиях (отдаленность учреждений от места жительства, отсутствие сопровождающих лиц и др.).

В связи с этим в целях совершенствования системы медицинской реабилитации, рационального использования коечного фонда СКО, повышения эффективности и доступности санаторно-курортной и реабилитационной помощи населению города планируется продолжить дальнейшую работу по оказанию медицинской помощи в регионе в соответствии с порядками организации медицинской реабилитации и СКЛ, разработать маршрутизацию пациентов на всех этапах медицинской реабилитации по итогам реализации пилотного проекта "Развитие системы медицинской реабилитации в Российской Федерации", создать единую базу пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и СКЛ, и провести мероприятия по реорганизации санаторно-курортного комплекса Санкт-Петербурга.