Действующий

О направлении методических рекомендаций

8. Организационные модели и направления внедрения восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций

Основой для внедрения восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций могут стать существующие и вновь создаваемые школьные и территориальные службы примирения/медиации.

Школьная служба примирения/служба школьной медиации (служба примирения/медиации образовательной организации) - утвержденная приказом директора образовательной организации детско-взрослая команда, которая в рамках образовательной организации под руководством взрослого куратора осуществляет деятельность по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательной деятельности посредством применения методов медиации и восстановительных технологий.

Служба примирения/медиации образовательной организации осуществляет:

обучение школьников и педагогов конструктивным способам общения, способности принимать согласованные решения и сотрудничать - прежде всего, через опыт решения реальных конфликтных ситуаций;

первичную профилактику, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения в дальнейшем (например, проведения Кругов сообщества с детьми при слиянии двух классов в один, с родителями первоклассников, с детьми и их родителями при переходе в среднюю школу и так далее);

первичную профилактику (конфликта еще нет, но участниками чувствуется напряженность, например, по результатам исследования межэтнической напряженности или по запросу классного руководителя/родителей);

урегулирование конфликтов между школьниками (учащимися), а также учащимися и педагогами;

урегулирование конфликтов между педагогами и родителями;

согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей;

вторичную профилактику и работу с правонарушениями (в том числе по делам, переданным в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав);

сложным многосторонним конфликтам между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация, органы управления образованием, средства массовой информации и так далее) - с привлечением территориальных и городских служб примирения /медиации.

В большинстве субъектов Российской Федерации куратором службы примирения/медиации образовательной организации является специалист данной организации (социальный педагог, психолог), осуществляющий указанную деятельность в рамках функциональных обязанностей.

Работа школьной службы примирения/службы школьной медиации обычно регламентируется Положением о соответствующей службе, утвержденным приказом руководителя образовательной организации, а также методическими рекомендациями по созданию соответствующих служб.

Деятельность по применению восстановительных технологий школьными службами примирения/службами школьной медиации может также основываться на следовании "Стандартам восстановительной медиации" (http://sprc.ru/wp-content/uploads/2012/08/ Стандарты-восстановительной-медиации.pdf).