Действующий

О направлении методических рекомендаций

7. Этноконфессиональная медиация в образовательных организациях

Проявления ксенофобии, неуважительного отношения к традициям и вероисповеданию людей иной национальности или конфессии, к сожалению, не является сегодня редкостью в образовательной среде. Участниками подобных конфликтов зачастую становятся не только обучающиеся, но и их родственники - представители диаспоры, требующие немедленного извинения и наказания стороны, виновной, по их мнению, в конфликте.

Помимо традиционных способов профилактики ксенофобии посредством этнокультурного воспитания подрастающего поколения, а также его воспитания в духе поликультурности и толерантности образовательные организации могут обеспечивать эффективное урегулирование подобных конфликтов с использованием технологий этноконфессиональной медиации.

Под этноконфессиональной медиацией понимается способ урегулирования конфликта с учетом его межэтнической и межконфессиональной составляющей с участием независимого нейтрального посредника. Данный способ может быть реализован как в формате классической медиации с участием двух конфликтующих сторон, так и посредством проведения Круга сообщества с участием двух и более сторон конфликта, а также их родственников и других представителей социального окружения.

Специалисту образовательной организации (службы примирения/медиации), принимающему на себя функции медиатора этноконфессиональных конфликтов, помимо технологий проведения классической медиации и Круга сообщества важно обладать комплексом специфических знаний, позволяющих эффективно работать с подобными конфликтами, в частности иметь знания о:

предметном наполнении конфликтов этноса или конфессиональной группы, описываемым основными эпосами, притчами, священными текстами той или иной конфессиональной группы;

исторически сложившихся (традиционных) методах урегулирования конфликтов данным этносом/ конфессиональной группы, а также с их правовой оценкой;

особенностях смысловых нагрузок тех или иных словесных формулировок;

тендерных, возрастных и родственных барьеров и их роли в коммуникации данного этноса/конфессиональной группы, в межэтнических/межрелигиозных взаимоотношениях, а также их месте в конфликтах с участием данного этноса/ конфессиональной группы и/или внутри его/их.