Восстановительные технологии основаны на двух принципах - прекращении конфликта между людьми и вовлечении в этот процесс ближайшего социального окружения конфликтующих. Данные принципы исторически сложились в общинных формах жизни. Издревле в сельских сообществах существовали механизмы преодоления вражды, воспроизводились различные формы взаимопомощи, являющиеся важной питательной средой для развития конструктивных форм реагирования на конфликты, проступки и преступления, позволяющие целым сообществам и отдельным людям выжить, избежав кровной вражды или кары официального правосудия. Ценность общинных практик базировалась на сохранении мира в сообществе (поселке, деревне), да и сама сельская община носила название "миръ", где сохранение мира как преодоление раскола между людьми в конфликтных и криминальных ситуациях являлось ключевой задачей старейшин. В ситуациях правонарушений важной ценностью в общинах было не столько наказание, сколько компенсация вреда потерпевшему или его семье. Эти традиции, поддерживаемые людьми во многих селениях и городах, до сих пор существуют на Кавказе в форме маслаата (примирения кровников - находящихся в отношениях кровной мести).
Подобный подход находил поддержку общественного мнения, опиравшегося, в том числе, и на религиозные принципы. И сегодня во многих странах мира не умерли народные традиции примирения, которые в некоторых местных сообществах активные граждане используют для восстановления и нормализации жизни. В России также сохранилась традиция, когда участники конфликтной или криминальной ситуации, обращаясь к традициям примирения в кризисные моменты своей жизни, сообща решают, как изменить ситуацию в интересах каждого так, чтобы это способствовало реализации нравственных ценностей. Во многих малых поселениях восстанавливаются сельские сходы, помогающие людям различные вопросы решать силами сообществ. В последние годы и в крупных городах происходит повышение гражданской активности, в рамках которой граждане объединяются для решения беспокоящих их вопросов, как правило, коммунальной направленности (капитальный ремонт домов, благоустройство придомовой территории). Отмечается также и активное формирование родительских сообществ вокруг школьных классов, объединенных на платформе известных мессенджеров, становящихся площадкой для обсуждения новостей класса, включая случившиеся за день конфликты.
В сложившейся ситуации разрешение конфликтных ситуаций с участием всего сообщества становится важнейшей задачей образовательных организаций, реализация которой возможна с применением инструментов, базирующихся на традиционных для большинства россиян практиках крестьянского общинного правосудия, независимо от места их географического проживания и вероисповедания.
На базе данных традиций специалистами Всероссийской ассоциации восстановительной медиации была разработана восстановительная технология - Круг сообщества. Важнейшей особенностью Круга сообщества является привлечение к обсуждению конфликтной ситуации всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его последующее выполнение. Процесс Круга сообщества позволяет включать в работу с конфликтами и криминальными ситуациями значительное число участников. Поскольку в ситуациях конфликта отношения людей отличаются враждебностью, возникает необходимость привлечения нейтрального посредника - ведущего Круга сообщества.
Показанием к проведению Круга сообщества в образовательной организации могут быть любые конфликты, возникающие в образовательном пространстве преимущественно с несколькими участниками или группами участников: конфликты между детьми; педагогами и детьми; педагогами и родителями; педагогами, родителями и детьми. Работа по построению конструктивного взаимодействия в сообществе, формирующемся вокруг школьных классов (сообщество детей, родителей, работников образовательной организации) приобретает особую значимость в случае необходимости разрешения конфликтов, возникающих на этноконфессиональной почве (раздел "Этноконфессиональная медиация в образовательных организациях"), а также в связи со становлением инклюзивного образования.
Одно из направлений развития воспитания в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года предполагает формирование деятельного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, гарантированного Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Одним из способов преодоления данных барьеров в детско-родительском сообществе является технология Круга сообщества.
С помощью ведущего и добровольцев-помощников ведущего в Круге сообщества реализуются такие ценности как:
помощь, взаимная поддержка и сопричастность людей;
мирное сосуществование;
свободное и безопасное для участников обсуждение проблем;
восстановление и укрепление позитивных связей между людьми;
развитие способностей членов сообщества в работе с травматическими и болезненными ситуациями;
принятие участниками ответственности за происходящее.