Действующий

О направлении методических рекомендаций

3. Нормативные основы, цель и задачи внедрения восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций

Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 31 плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. N 423-р, а также, с учетом опыта деятельности по реализации Указа Президента Российской Федерации N 761 от 1 июня 2012 г. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. В данном Указе предусматривается создание и развитие сети служб медиации/примирения в целях реализации восстановительного правосудия, организация школьных служб медиации/ примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных организациях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательной организации.

Методические рекомендации опираются на ряд нормативный и правовых актов, определяющих ключевые задачи в системе образования.

Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. Одним из ее механизмов является "развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми".

Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р, в качестве своих ключевых задач, предусматривает в том числе:

снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в том числе повторных;

укрепление института семьи;

защиту прав несовершеннолетних, создание условий для формирования достойной жизненной перспективы;

совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода с учетом эффективной практики субъектов Российской Федерации;

а также, в рамках развития единой образовательной (воспитывающей) среды предполагает "обеспечение организационно-методической поддержки развития служб медиации в образовательных организациях", и "совершенствование системы взаимодействия с родителями по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся".

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, в том числе, направлен на формирование российской гражданской идентичности обучающихся; духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья, определяющий, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать, в том числе:

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;