6 декабря 2017 года на очередное трёхлетие, а именно на период 2018-2020 годы, между Министерством образования и науки Российской Федерации и Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации заключено Отраслевое соглашение (далее - Соглашение), которое является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в сфере труда в отрасли (общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли).
Положения Соглашения рекомендуются к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений, несмотря на то, что сторонами Соглашения являются:
работники организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, в лице их полномочного представителя - Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее - Профсоюз), действующего на основании Устава профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации;
работодатели - организации, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России), в лице их полномочного представителя - Минобрнауки России.
Следует отметить, что отдельные положения Соглашения не могут рассматриваться как рекомендательные при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений, поскольку в них разъясняется и уточняется порядок применения нормативных правовых актов по вопросам, регулирование которых в отрасли непосредственно отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
В целях контроля за состоянием и эффективностью договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования, а также обобщения опыта коллективно-договорного регулирования в сфере образования осуществляют ведомственную регистрацию коллективных договоров организаций (абзац четвёртый 1.4.1 Соглашения), в которых с учётом особенностей деятельности организаций и ее финансовых возможностей могут устанавливаться для работников льготы и преимущества, условия труда более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и настоящим Соглашением.
Кроме того, в целях контроля за состоянием и эффективностью договорного регулирования социально-трудовых отношений в отдельных субъектах Российской Федерации, по федеральным округам и в целом в сфере образования стороны договорились осуществлять систематический мониторинг, обобщение опыта заключения региональных отраслевых соглашений и коллективных договоров организаций, для чего обязуются обеспечивать деятельность ведомственной лаборатории автоматизированного анализа и оценки эффективности коллективно-договорных актов в сфере образования (абзац второй 3.1.4 Соглашения).
Настоящий комментарий имеет целью обратить внимание работодателей и иных заинтересованных лиц на наиболее существенные положения Соглашения, в которых содержатся договорённости Сторон по различным вопросам, связанным с регулированием трудовых прав и интересов работников сферы образования, в том числе достигнутые в ходе переговоров по подготовке проекта Соглашения.
Прежде всего, согласно положениям статьи 54 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в Соглашении обращается внимание работодателей на неправомерность уклонения от участия в коллективных переговорах с соответствующим легитимным выборным органом первичной профсоюзной организации, а также от предоставления информации, необходимой для их ведения, и заключения коллективного договора на согласованных Сторонами условиях, а также осуществления контроля за соблюдением коллективного договора (п.2.2.8 Соглашения).
В соответствии с частью второй ст.36 ТК РФ представители стороны, получившей предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днём начала коллективных переговоров является день, следующий за днём получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.
В соответствии с п.2.2.9 Соглашения обязательством Минобрнауки России является обеспечение реализации ст.353.1 ТК РФ по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях.
Следует отметить, что из разъяснений Минтруда России, связанных с реализацией ст.353.1 ТК РФ, направленных в адрес Минобрнауки России, следует, что при осуществлении ведомственного контроля уполномоченные органы вправе требовать от подведомственных им организаций соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права должен быть направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях.
Из разъяснения также следует, что в соответствии с Планом мероприятий ("дорожная карта") "Обеспечение эффективного контроля за своевременной выплатой заработной платы в субъектах Российской Федерации", утвержденным Правительством Российской Федерации от 25 августа 2016 г. N 6282п-Ш2, федеральные органы исполнительной власти осуществляют мероприятия по организации работы по обеспечению ведомственного контроля за своевременной и в полном объеме выплатой заработной платы работникам государственных и муниципальных учреждений.
Кроме того, сообщается, что действующее законодательство содержит достаточные механизмы, позволяющие:
- собственнику имущества влиять на управление подведомственными организациями, в том числе путем установления целевых показателей эффективности работы в трудовом договоре, заключаемом с руководителем государственного учреждения на основе типовой формы;
- расторгнуть трудовой договор с неэффективным руководителем по инициативе учредителя: расторжение трудового договора по решению уполномоченного органа; включение в трудовой договор иных оснований его прекращения, помимо предусмотренных трудовым законодательством;
- вправе запросить в подведомственных организациях сведения о проводимых государственной инспекцией труда проверках, выявленных нарушениях, выданных предписаниях по устранению нарушений трудового законодательства и лицах привлеченных к административной ответственности.
Отмечено также, что в рамках социального партнерства, кроме того, может осуществляться контроль за реализацией коллективных договоров и соглашений, результаты которого также позволяют организовывать работу по обеспечению соблюдения трудового законодательства.
В пункте 2.3.6 Соглашения Стороной Профсоюза закреплено обязательство по изданию информационных бюллетеней и разъяснений по вопросам, связанным с социально-трудовыми правами и интересами работников сферы образования и размещение их на официальном сайте Общероссийского Профсоюза образования в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" по адресу: http://www.eseur.ru.
Помимо этого Стороны согласно пункту 3.3 Соглашения считают целесообразным направление в образовательные организации, подведомственные Минобрнауки России, разъяснений, в том числе подготовленных Сторонами совместно, по вопросам применения законодательства в сфере образования, нормативных правовых актов в сфере труда и образования, норм Соглашения.
При регулировании трудовых отношений Стороны договорились уточнить ряд положений, содержащихся в Соглашении.
Так, обобщённое наименование отдельных категорий работников образования "научно-педагогические работники", применявшееся в Соглашении, заключённом на 2015-2017 годы, приведено в соответствие с положениями статей 332 и 336.1 ТК РФ, в связи с чем в тексте Соглашения, заключённом на 2018-2020 годы, это наименование заменяется:
- в отношении работников, занимающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, должности "ассистент", "преподаватель", "старший преподаватель", "доцент", "профессор", "декан факультета (директор института)", "заведующий кафедрой", - на обобщённое наименование "педагогический работник, относящийся к профессорско-преподавательскому составу";
- в отношении работников, занимающих должности "заместитель директора (заведующего, начальника) по научной работе", "главный (генеральный) конструктор", "директор (заведующий, начальник) отделения (института, центра), находящегося в структуре организации", "руководитель научного и (или) научно-технического проекта (в отношении проекта, выполняемого группой структурных подразделений в структуре научной организации)", "заведующий (начальник) научно-исследовательского отдела (лаборатории)", "заведующий (начальник) конструкторского отдела (лаборатории)", "заведующий (начальник) центра (отдела) (патентования, научной и (или) научно-технической информации, коллективного пользования научным оборудованием, коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности)", "главный научный сотрудник", "ведущий научный сотрудник", "старший научный сотрудник", "научный сотрудник", "младший научный сотрудник/инженер-исследователь", - на обобщённое наименование "научный работник", как это установлено приказом Минобрнауки России от 2 сентября 2015 г. N 937 "Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса", принятым в соответствии со статьёй 336.1 ТК РФ.
В п.4.1.5 Соглашения уточняются категории работников образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы, которые в той же образовательной организации наряду с работой, определённой трудовым договором, в том числе наряду с работой в должности руководителя или заместителя организации, могут замещать должности педагогических работников по выполнению учебной (преподавательской) работы без занятия штатной должности в классах, группах, кружках, секциях, которая не считается совместительством и сокращённо именуется - "учебная нагрузка".
Одновременно в этом же пункте Соглашения предусмотрено, что определение учебной нагрузки лицам, замещающим должности педагогических работников, наряду с работой, определённой трудовым договором, осуществляется путём заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная нагрузка, её содержание и объём, а также размер оплаты.
Положения, содержащиеся в п.4.1.6 Соглашения, закреплены как прямые обязанности работодателей, которые: