Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 453

11.2. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы 3 с указанием основных проблем и прогноз развития сферы реализации подпрограммы 3


Санкт-Петербург является крупным промышленным центром, располагает мощной экономикой и богатым человеческим капиталом. Экономика Санкт-Петербурга имеет потенциал, позволяющий при эффективном использовании и управлении успешно провести модернизацию промышленности, обеспечив эффективный рост производства, адаптацию города к новым экономическим условиям и социальным вызовам, формирующимся под воздействием глобальных и национальных социально-экономических тенденций.

Инновационное развитие экономики Санкт-Петербурга оказывает прямое влияние на социальную сферу и благополучие горожан, на рост потребности населения в образовательных услугах, получении качественного профессионального образования. Инновационный путь развития экономики и социальной сферы невозможен без притока высококвалифицированных кадров, подготовленных с учетом мировых стандартов.

Важнейшей характеристикой системы профессионального образования Санкт-Петербурга является ее высокая доступность, достигаемая за счет функционирования 80 государственных профессиональных образовательных организаций, в которых реализуются как программы среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, так и программы подготовки специалистов среднего звена. В указанных организациях в 2017/18 учебном году и далее будет обучаться более 70000 человек. В настоящее время профессиональные образовательные организации являются крупными отраслевыми центрами подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, работающими на нескольких площадках, обладающими современной учебной материально-технической базой, высококвалифицированными педагогическими кадрами, достаточными финансовыми ресурсами, высоким потенциалом инновационной деятельности.

Профессиональные образовательные организации осуществляют деятельность в режиме региональных инновационных площадок, что рассматривается как средство развития образовательной системы.

Перечень приоритетных отраслей экономики Санкт-Петербурга определяет направления подготовки рабочих кадров и специалистов в профессиональных образовательных организациях. Подготовка квалифицированных рабочих кадров осуществляется в основном для следующих отраслей: судостроение, энергомашиностроение, транспорт, оборонная промышленность, пищевая промышленность, городское хозяйство, строительство, потребительский рынок, сфера обслуживания и общественного питания; специалистов среднего звена - для следующих отраслей: морской и речной транспорт, энергомашиностроение, оборонная промышленность, городское хозяйство, потребительский рынок, сфера обслуживания, общественное питание, экономика и управление, педагогика, туристская индустрия, что позволяет удовлетворять потребность граждан в получении профессионального образования. Базируясь на традиционных для России принципах ранней профессионализации, именно среднее профессиональное образование формирует необходимый комплекс практических компетенций, являющихся основой для начала самостоятельной трудовой деятельности.

Система среднего профессионального образования Санкт-Петербурга является активным участником федеральных и международных проектов, реализуемых в области среднего профессионального образования. Инициативы Министерства образования и науки Российской Федерации, Агентства стратегических инициатив, Союза "Ворлдскиллс Россия", направленные на развитие профессионального образования, основанные на лучших достижениях и мировых практиках, находят поддержку в Санкт-Петербурге и реализуются на различных площадках для пилотного апробирования и внедрения.

С 2016 года в системе среднего профессионального образования реализуются два стратегических направления работы: улучшение доступности профессионального образования в Санкт-Петербурге и интернационализации образования путем участия в реализации приоритетного проекта "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол N 9 от 25.10.2016).

Работа по улучшению доступности образования выражается в увеличении числа реализуемых основных образовательных программ как специалистов среднего звена, так и рабочих кадров, программ профессиональной подготовки с одновременным освоением основного общего образования для различных слоев и возрастных групп населения Санкт-Петербурга: выпускников 8-х классов, еще не имеющих аттестата об освоении основного общего образования; детей-сирот, проживающих в структурных подразделениях "Детский дом" профессиональных образовательных учреждений; инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в структурных подразделениях по программам коррекционной направленности; взрослого населения, получающего новые профессии и проходящих переподготовку.

В Санкт-Петербурге расширяется спектр реализуемых основных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения. Всего в Санкт-Петербурге реализуются образовательные программы по более, чем 240 специальностям и профессиям среднего профессионального образования и более 40 профессий профессионального обучения. Важнейшей составляющей образовательного процесса является непрерывность и преемственность программ общего и профессионального образования.

Внедрение новых ФГОС, введение новых профессий и специальностей, востребованных на рынке труда Санкт-Петербурга, распространение структурных и технологических инноваций требуют модернизации материально-технической базы профессиональных образовательных учреждений. Это позволяет создавать условия для развития системы профессионального образования, качественных изменений в содержании образования, доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышения привлекательности профессионального образования для молодежи.

Система среднего профессионального образования включена в реализацию приоритетного проекта "Рабочие кадры для передовых технологий", который направлен на внедрение новых ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям.

В Санкт-Петербурге утвержден список из 29 профессий и специальностей, определены 16 профессиональных образовательных учреждений, которые получив статус ведущих образовательных учреждений, с сентября 2017 года приступают к реализации образовательных программ среднего профессионального образования в соответствии с новыми ФГОС и международным опытом проведения соревнований в системе Worldskills. К 2020 году эти профессиональные образовательные учреждения обеспечат подготовку высококвалифицированных и наиболее востребованных кадров для промышленности Санкт-Петербурга в соответствии с заданными приоритетным проектом показателями.

Новые подходы к формированию профессиональных компетенций, знаний и умений обучающихся в соответствии с новыми ФГОС потребовали изменения формы оценивания результатов обучения. По решению Союза Ворлдскиллс (Россия) Санкт-Петербург вошел в число регионов, участвующих в пилотной апробации демонстрационного экзамена как новой формы государственной итоговой аттестации, обеспечивающей привлечение внешних экспертов, в том числе представителей работодателей.

С 2014 года профессиональные образовательные учреждения включены в конкурсное движение профессионального мастерства "Молодые профессионалы" (Ворлдскилс России), представители профессиональных образовательных организаций принимают участие в чемпионатах на региональном, федеральном, окружном, национальном, европейском и мировом уровнях. В Санкт-Петербурге создан и активно работает Региональный координационный центр WorldSkills Russia в Санкт-Петербурге. Подана заявка на проведение в Санкт-Петербурге чемпионата профессионального мастерства EuroSkills - 2022.

Значимый фактор, обеспечивающий ориентацию системы профессионального образования на потребности экономики и требования профессиональных стандартов, - независимая оценка качества подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций. В настоящее время приоритетными являются следующие направления деятельности: участие в формировании регионального сегмента системы оценки и сертификации квалификаций, развитие системы профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ с участием работодателей, ориентацией на профессиональные стандарты и использование ее результатов при проведении процедуры государственной аккредитации и распределения государственного задания на подготовку кадров, внедрение процедуры общественной аккредитации профессиональных образовательных учреждений.

В Санкт-Петербурге созданы и работают 12 учебных центров профессиональных квалификаций. На базе этих центров профессиональное обучение проходят работники предприятий радиоэлектроники, металлообработки (литейщики) автомобильного кластера, сферы туризма и сферы обслуживания по заявке и за счет средств работодателей, а также незанятое население по заявке Центров занятости, выпускники образовательных учреждений для получения дополнительных квалификаций под конкретное рабочее место на конкретном предприятии.

Санкт-Петербург имеет огромный потенциал развития кластерной структуры в таких отраслях, как фармацевтика, машиностроение и металлообработка, легкая промышленность и деревообработка, строительство, энергетическое машиностроение, судостроение, автомобилестроение, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, пищевая промышленность.

Оптимально сформированная сеть профессиональных образовательных учреждений позволяет Санкт-Петербургу стабильно воспроизводить профессиональные кадры для организаций города.