Наземный городской пассажирский транспорт Санкт-Петербурга включает сети трамвайных, троллейбусных и автобусных маршрутов. Пассажирские перевозки между Санкт-Петербургом, городами-спутниками и в пригородном сообщении осуществляются автобусными маршрутами.
По договорам с Комитетом по транспорту маршрутная сеть наземного городского и пригородного транспорта обслуживается 18 транспортными компаниями, из которых 2 государственные - ГУП "Пассажиравтотранс", обслуживающее на 01.01.2017 150 автобусных маршрутов и ГУП "Горэлектротранс", обслуживающее все маршруты городского электрического транспорта.
________________
Включая 129 городских маршрутов, 15 ночных и 6 пригородных маршрутов. 5 ночных маршрутов связывают станции метрополитена, в летний сезон каждый из этих маршрутов разбивается на два маршрута, курсирующие по левому и правому берегам реки Невы. Поэтому считается, что в Санкт-Петербурге существует 15 ночных маршрутов.
На 01.01.2017 маршрутная сеть трамвая включает 41 маршрут общей протяженностью 487,95 км, маршрутная сеть троллейбуса - 46 маршрутов общей протяженностью 527,8 км, сеть "социальных" автобусных маршрутов ГУП "Пассажиравтотранс" - 150 маршрутов общей протяженностью 2525,92 км. Маршрутная сеть, обслуживаемая негосударственными перевозчиками - 531 автобусный маршрут общей протяженностью 8469,4 км, включая "социальные" маршруты.
Средний суточный выпуск подвижного состава в рабочие дни на "социальные" маршруты в 2016 году составлял: трамваев - 602 вагона, троллейбусов - 507 машин, автобусов - 2150 единиц (без учета коммерческих маршрутов).
Объем выполненной в 2016 году транспортной работы составил 222,65 млн км, в том числе городским электрическим транспортом 63,05 млн км, автобусным транспортом 159,6 млн км. В то же время остается характерным для многих маршрутов наземного городского пассажирского транспорта Санкт-Петербурга низкая регулярность движения в "пиковые" часы суток, причиной чего являются задержки рейсов в транспортных заторах при движении в общем потоке.
По состоянию на 01.01.2017 из 198 "социальных" маршрутов, обслуживаемых государственными перевозчиками и работающих по интервалу, только 74 имеют в утренний "пиковый" период менее 10 минут, в том числе из 111 "социальных" маршрутов ГУП "Пассажиравтотранс", работающих по интервалу, только 32 имеют в утренний "пиковый" период интервалы менее 10 минут. Средняя эксплуатационная скорость по данным 2016 года составляет: для трамвая - 13,3 км/ч, для троллейбуса - 13,5 км/ч, для автобуса ГУП "Пассажиравтотранс" на "социальных" маршрутах - 14,83 км/ч.
Подвижной состав ГУП "Пассажиравтотранс" по состоянию на 01.01.2017 (1933 единиц линейного подвижного состояния, из них 102 единицы на газомоторном топливе) характеризуется следующими параметрами: средний эксплуатационный возраст - 5,3 лет, доля низкопольных машин - 89,4%, все машины оснащены двигателями экологического класса не ниже ЕВРО-3. За период с 2015 по 2016 год парк автобусов предприятия пополнился 411 современными автобусами. В дальнейшем планируется закупка только низкопольных автобусов с дизельными двигателями класса не ниже ЕВРО-4 или с двигателями на газомоторном топливе, а также с современным информационным оборудованием.
Парк троллейбусов (635 единиц подвижного состава) на 01.01.2017 характеризуется средним эксплуатационным возрастом в 11,2 года (62,5% от общего числа машин полностью амортизировано в соответствии со сроками полезного использования), а доля низкопольных машин составляет 66 процентов. Начиная с 2008 года обновление парка троллейбусов ведется за счет приобретения низкопольных машин с современным информационным оборудованием.
Парк трамваев (787 вагонов) обновляется чрезвычайно медленно. На 01.01.2017 средний эксплуатационный возраст составляет 18,9 лет (55,3% от общего числа вагонов полностью амортизировано в соответствии со сроком полезного использования). Преобладают высокопольные вагоны (71 процент). Парк трамвайных вагонов нуждается в интенсивном обновлении за счет закупки современного подвижного состава. Модернизация вагонов устаревших конструкций, выполняемая силами ГУП "Горэлектротранс", позволяет поддерживать заданный уровень транспортной работы, но не достаточно обеспечивает повышение доступности и комфортности перевозок.
За 2016 год "на социальных" маршрутах государственных перевозчиков перевезено 648,45 млн. платных пассажиров (городской электрический транспорт - 325,6 млн. пас., автобусный транспорт - 322,85 млн. пас.). Объем перевозок на маршрутах коммерческих перевозчиков за 2016 год оценивается в 129 млн. пас.
В общей сложности наземный городской и пригородный транспорт перевозит около 776 млн. пас. в год.
Перевозки городским электрическим транспортом и на "социальных" маршрутах автобуса субсидируются бюджетом Санкт-Петербурга. В 2016 году общая сумма субсидий составила 12633,0 млн рублей.
Коэффициент покрытия затрат собственными доходами по результатам 2016 года для ГУП "Пассажиравтотранс" составил 51,1 процента, для ГУП "Горэлектротранс" - 48,2 процента.
________________
Кроме выручки от платы проезда включает прибыль от прочих видов деятельности (например от размещения рекламы).
Между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью действует ежегодно продлеваемое соглашение по перевозке пассажирским транспортом общего пользования жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области (в части граждан, имеющих льготы по оплате проезда). В 2016 году из бюджета Санкт-Петербурга обеспечено субсидирование 5368678 поездок.