1. Прямое и косвенное выявление подростков, подвергшихся воздействию экстремистской идеологии. Оно заключается в наблюдении за экстремистскими группами, семьями участников экстремистских, культовых религиозных образований, участников бандформирований, а также использовании методов психологической диагностики асоциальных, в том числе экстремистских и террористических установок. С этой целью должен быть разработан (модифицирован) соответствующий диагностический инструментарий. Также необходимо определить механизмы выявления проблемных подростков с учетом региональной специфики и разработать соответствующую нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность образовательных организаций и профессиональных сообществ с указанной категорией детей.
Также необходимо выявление лиц, чье поведение, взгляды, мотивы свидетельствуют о возможности совершения ими деструктивного психологического воздействия на подростков. Такая деятельность организуется только при участии правоохранительных органов и предоставлении ими соответствующей информации.
2. Создание центров по психологической ресоциализации и психолого-педагогической работе с подростками, подвергшимися деструктивному психологическому воздействию, или наделение уже действующих организаций полномочиями по проведению реабилитационных мероприятий.
Сегодня в субъектах Российской Федерации существует достаточно разветвленная сеть различных организаций, функции которых связаны с социализацией и реабилитацией детей и подростков. Это учреждения:
социального воспитания (учебно-образовательные заведения, подростковые клубы по интересам, спортивно-туристические комплексы);
социально-правовой охраны (инспектора по охране детства в системе образования, кабинеты социально-правовой помощи несовершеннолетним);
психологической помощи семьям и детям (социально-психологические центры, психологические службы, телефоны доверия);
социальной адаптации подростков (педагогические реабилитационные центры, временные приюты) и центры медико-психолого-педагогического сопровождения; центры реабилитации и т.д.
Названные организации имеют опыт работы по коррекции личности подростка, в том числе изменения негативных, асоциальных форм поведения личности на социально одобряемые.
Действенным механизмом профилактической работы может быть создание на базе указанных центров "телефонов доверия" или "горячих линий" для подростков и их родителей, по которым они могут сообщить о случаях, связанных с проявлениями экстремизма и терроризма, вербовочной деятельности, вовлечением граждан в деятельность деструктивных религиозных организаций. Либо оказывать содействие в информировании граждан о наличии подобных "телефонов доверия" и "горячих линий", функционирующих на базе органов внутренних дел, территориальных антитеррористических комиссий и иных заинтересованных структур.
3. Определение комплекса мер по исправлению личностных деформаций вследствие деструктивных воздействий на психологию подростка, включающего мероприятия по социальному, педагогическому, психоневрологическому, физическому оздоровлению подростка, а также конкретных форм взаимодействия, объединения усилий врача, психолога и педагога.