РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

     

Принят
Государственной Думой
20 декабря 2017 года

Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2017 года

     

     

Статья 1


Внести в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2001, N 22, ст.2125; 2004, N 45, ст.4377; 2005, N 52, ст.5581; 2007, N 46, ст.5557; N 50, ст.6246; 2009, N 29, ст.3625; 2011, N 25, ст.3534; 2012, N 18, ст.2128; N 31, ст.4321; 2014, N 48, ст.6659; 2016, N 27, ст.4215; 2017, N 7, ст.1029; N 30, ст.4457) следующие изменения:

1) в статье 2:

а) абзац второй дополнить словами ", и (или) буксировки, а также хранения грузов";

б) дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:

"проведения морских ресурсных исследований;";

в) абзацы четвертый и пятый считать соответственно абзацами пятым и шестым;

г) абзац шестой считать абзацем седьмым и изложить его в следующей редакции:

"поисковых и спасательных операций;";

д) абзацы седьмой - тринадцатый считать соответственно абзацами восьмым - четырнадцатым;

2) статью 4 изложить в следующей редакции:

"Статья 4. Использование судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в целях торгового мореплавания

1. Если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом или принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации, с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляются:

1) каботаж;

2) ледокольная проводка, поисковые и спасательные операции, подъем затонувшего в море имущества, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации;

3) морские ресурсные исследования, разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации.

2. Для целей настоящего Кодекса под каботажем понимаются перевозка грузов, пассажиров и их багажа и (или) буксировка:

1) во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации без пересечения Государственной границы Российской Федерации;

2) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации к искусственным островам, установкам и сооружениям, расположенным в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

3) во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации от искусственных островов, установок и сооружений, расположенных в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

4) между искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

5) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации.

3. Исключительно с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляются:

1) лоцманская проводка, санитарный, карантинный и другой контроль, защита и сохранение морской среды во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, а также ледокольная проводка и ледовая лоцманская проводка в акватории Северного морского пути;

2) морские перевозки нефти, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, добытых на территории Российской Федерации и (или) на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации, и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, до первого пункта выгрузки или перегрузки;

3) хранение нефти и нефтепродуктов, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, если такое хранение осуществляется на судне в акватории Северного морского пути.

4. Правительством Российской Федерации могут приниматься решения о морских перевозках иных грузов в иных акваториях с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также решения о морских перевозках грузов, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, если это не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.";

3) пункт 2 статьи 5 после слов "гражданами правила," дополнить словами "в том числе правила буксировки,";

4) в пункте 3 статьи 5_1:

а) в абзаце первом слово "казенного" заменить словами "государственного бюджетного";

б) в подпункте 3 слова "согласование установки" заменить словом "установка", слова "районов проведения" заменить словом "проведение";

5) статью 16 изложить в следующей редакции:

"Статья 16. Возникновение права плавания под Государственным флагом Российской Федерации


Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с даты его государственной регистрации.";

6) в статье 22:

а) пункт 1 дополнить словами ", а также суда, зарегистрированные в одном из реестров судов Российской Федерации";

б) абзацы первый и второй пункта 2 изложить в следующей редакции:

"2. Классификация и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре или бербоут-чартерном реестре, осуществляются российскими организациями, полномочия которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации (далее - российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов), на возмездной основе за счет заявителей по тарифам, определяемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Классификация и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, по выбору судовладельца осуществляются российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, наделенными Правительством Российской Федерации необходимыми полномочиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.";

7) в статье 29:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 29. Выдача судовых документов";

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Разрешение на судовую радиостанцию выдается в отношении судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным органом исполнительной власти в области связи в течение трех дней с даты получения сведений об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на судовую радиостанцию.";

в) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает перечень судовых документов, выдача которых осуществляется в форме электронных документов, порядок их выдачи (за исключением разрешения на судовую радиостанцию), подписания электронной подписью и подтверждения действительности. Порядок выдачи разрешений на судовую радиостанцию, а также порядок их подписания электронной подписью и подтверждения действительности устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";

8) статью 31 признать утратившей силу;

9) в статье 32:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Судовые документы, указанные в подпунктах 8-11 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса, ведутся на бумажных и (или) электронных носителях в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";

б) в пункте 3:

в абзаце первом слова "снятия с него копий" заменить словом "копирования";

в абзаце втором слова "снятия с него копий" заменить словом "копирования";

10) в статье 35:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, бербоут-чартерном реестре, а также государственная регистрация строящихся судов в реестре строящихся судов осуществляется капитаном морского порта. Перечень морских портов, капитаны которых осуществляют государственную регистрацию судов или строящихся судов в указанных реестрах судов, утверждается Правительством Российской Федерации.";

б) пункт 3 признать утратившим силу;

11) статью 37 дополнить пунктом 1_1 следующего содержания:

"1_1. Судно может быть зарегистрировано в одном из реестров судов при условии проведения классификации и освидетельствования такого судна.";

12) пункт 1 статьи 42 изложить в следующей редакции:

"1. Первоначальная государственная регистрация судна осуществляется в отношении судов:

1) право собственности на которые было зарегистрировано в реестре строящихся судов;

2) приобретенных за пределами Российской Федерации.";

13) статью 45 изложить в следующей редакции:

"Статья 45. Утрата судовых документов, подтверждающих государственную регистрацию судна


В случае утраты свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или судового билета дубликаты таких судовых документов выдаются органом, которым зарегистрировано судно.";

14) в пункте 1 статьи 46:

а) дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:

"не соблюдены требования, предусмотренные пунктом 1_1 статьи 37 настоящего Кодекса;";

б) абзацы третий - восьмой считать соответственно абзацами четвертым - девятым;

15) в статье 78 слова "обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту" исключить;

16) в абзаце первом пункта 4 статьи 376 слова ", расположенных вблизи судостроительных организаций" исключить.

Статья 2


Признать утратившими силу:

1) пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2005 года N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 52, ст.5581);

2) подпункт "б" пункта 4 статьи 35 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5557);

3) статью 30 Федерального закона от 5 июля 2010 года N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст.3554);

4) абзац шестой пункта 20 статьи 1 Федерального закона от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 25, ст.3534);

5) абзац пятый пункта 16 статьи 1 Федерального закона от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст.2128).

Статья 3

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»