Статус документа
Статус документа

ИТС 39-2017 Производство текстильных изделий (промывка, отбеливание, мерсеризация, крашение текстильных волокон, отбеливание, крашение текстильной продукции)

     1.4.1 Конъюнктура льняной отрасли, проблемы и тенденции развития


Доля льняных тканей от общего объема выпускаемых тканей составляет на российском рынке около 5%. Потребности внутреннего рынка на 80%-90% обеспечивают отечественные производители. Активизируется внедрение на отечественный рынок льняных тканей зарубежного производства, в том числе выработанных на основе котонина. Столь малая доля льняных тканей на российском рынке объясняется тем, что производители отечественного текстиля охотнее работают с хлопчатобумажными тканями, поскольку технологии их отделки дешевле льняных и спрос на них выше. Льняные ткани традиционно более дороги, что связано с большими затратами на сырье и обработку ткани. Из-за дороговизны льняных изделий более трети продукции отечественных фирм идет на экспорт - в страны ЕС, США и Канаду и др., где уровень доходов населения выше и льняная продукция пользуется спросом. Основу экспорта составляют льняные ткани с низким уровнем обработки, окрашивание и оформление полотна осуществляется за границей. Согласно концепции развития текстильной промышленности расширение производства продукции изо льна может быть обеспечено освоением новой технологии переработки короткого льна в котонин и широким использованием его для производства льняных и льносодержащих смесовых изделий с замещением части импортного хлопка, а также переходом от выпуска преимущественно товарных и других изделий производственно-технического назначения на производство льняных и льносодержащих костюмно-плательных, сорочечных, бельевых тканей, трикотажных изделий, а также изделий медицинского назначения.

Производство льняных тканей и изделий, с точки зрения ресурсной базы, является традиционной отраслью российских производителей, сферой текстильной промышленности, позволяющей выстроить полный законченный цикл производства - от поставок сырья до конечного продукта. Спрос на продукцию льняной промышленности к 2010 г. с учетом перспективы развития ассортимента составлял 550 млн кв. м льносодержащих тканей, в том числе чистольняных 228 млн кв. м тканей. Однако в период с 2006 по 2010 гг. производство льняного волокна в России упало почти на 30%: с 34,7 тыс. т в 2006 г. до 24,2 тыс. т. в 2010 г. Падение производства льняного волокна в России в рассматриваемый период было обусловлено рядом факторов: снижением спроса со стороны текстильной промышленности, отрицательной рентабельностью производства, вызванной технологической отсталостью и ростом издержек, а также неэффективностью целевой ведомственной программы Минсельхоза России "Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 гг.". Всего в производстве льняного волокна были заняты предприятия из 19 субъектов РФ. На всем временном отрезке лидером оставалась Новосибирская область, а на втором месте расположился Алтайский край. Суммарная доля производства этих двух субъектов РФ в общем объеме производства льняного волокна в России в 2010 г. составила около 60%.

Большинство российских льнокомбинатов являются предприятиями полного технологического цикла. Помимо пряжи и тканей изо льна производятся полульняные ткани, а также готовые изделия из них. Соотношение выпуска технических и плательно-бельевых тканей в России - 36:64 по сравнению с 10:90 в Европе.

Льняные ткани выпускаются в 11 субъектах РФ, среди которых на первом месте - Костромская область. На ее долю приходится 32,1% всего объема производства льняных тканей. Из предприятий области наибольший объем производства льняных тканей приходится на ООО "БКЛМ-Актив"- 19,7%. Далее следуют Псковская область - 15% (ООО "Велиткан"), Ивановская область - 11,8% (ООО "Яковлевская мануфактура" и АО "Гаврилов-Ямский комбинат).

Кроме того, для преодоления кризисной ситуации в льняной отрасли необходима поддержка государственными и региональными органами власти льноводческих хозяйств и предприятий с целью сохранения стратегически важного сырьевого источника и наиболее экологически чистого натурального сырья с уникальными биоцидными свойствами, оправдавшего свое существование веками. Для реанимации льняного производства необходим также кардинальный пересмотр технологий отделки тканей в пользу тех, которые предусматривают полное исключение обработки хлорсодержащими реагентами при одновременном пересмотре требований белизны в ГОСТах со снижением на 2%-5%. Это позволит осуществить переход на экорежимы подготовки, занимающие преобладающее положение в энерго- и ресурсозатратах.

Согласно исследованию современного рынка льняных тканей в России, в первом полугодии 2016 г. было выпущено 11,49 млн пог. м льняных тканей, что на 16,4% меньше, чем за аналогичный период 2015 г. Последним годом, когда российские предприятия увеличивали производство, был 2012 г. Все говорит о том, что отрасли пока не удалось преодолеть кризис.

Развитию рынка льняных тканей прежде всего препятствует усиливающаяся нехватка отечественной льняной пряжи. В 2015 г. российскими компаниями было изготовлено 3,4 тыс. т льняной пряжи, что составляет всего 53,6% от объемов выпуска 2011 г. По этой причине производители, выпускающие льняные ткани, вынуждены закупать пряжу за рубежом, что значительно увеличивает себестоимость продукции. Дополнительное давление на отрасль оказывает снижение спроса на готовые изделия из льняных тканей, обусловленное сокращением доходов населения. Так, только по итогам первых шести месяцев 2016 г. реальные располагаемые доходы снизились на 5%. Существенно лучше рынка обстоят дела лишь у производителей льняных и полульняных тканей специального назначения.

Наибольшая доля затрат в системе льнокомбинатов приходится на льноволокно, энергию и трудовые ресурсы. В среднем их соотношение таково: 40%-60%, 20% и 30% себестоимости. Соответственно, от уровня цен и качества этих ресурсов, эффективности их использования зависят стоимость и качество производимых льняных тканей, а значит, их конкурентоспособность. Следует отметить, что 94% импортируемого сырья приходится на десять крупных производителей льняных тканей. Все компании расположены в регионах с дефицитом льноволокна и активно работают на экспорт, что, во-первых, объясняет покупку сырья вне региона, а во-вторых, можно предположить, что компании закупают более качественное импортное сырье, так как иностранцы предъявляют более высокие требования к качеству тканей, нежели отечественные потребители. Здесь следует учесть, что фактором, стимулирующим потребление импортного сырья, выступает неудовлетворительное качество отечественного льна.

Лучшие российские льнозаводы вырабатывают льноволокно в соотношении 40% длинного и 60% короткого. Чаще встречается соотношение 30% на 70%. За рубежом ситуация противоположная - там соотношение 90% длинного волокна на 10% короткого. В итоге потребности текстильной индустрии приходятся удовлетворять за счет импортного сырья. Практически не отработана система глубокой переработки льноволокна в котонин, который может быть использован для получения хлопкольняных пряж или хлопкополиэфирных пряж при вложении котонина от 5% до 30%. Недостаток льносырья и высокие закупочные цены провоцируют переориентацию работы отделочных производств на хлопчатобумажные ткани. Такой процесс произошел на Новописцовском льнокомбинате и Вологодском льнокомбинате.