Статус документа
Статус документа

ИТС 35-2017 Обработка поверхностей, предметов или продукции органическими растворителями

     1.3 Структура производства и потребления лакокрасочных материалов


Емкость рынка индустриальных ЛКМ в 2012 г. оценивалась в 360-400 тыс. т [26]. Существует два подхода к сегментированию рынка индустриальных ЛКМ:

- по отраслям промышленности;

- по видам материалов и направлению использования.

Доли крупнейших отраслей, потребляющих ЛКМ промышленного применения, в общей структуре представлены на рисунке 2.



Рисунок 2 - Структура потребления индустриальных ЛКМ по отраслям (в натуральном выражении), % [26]


Другой подход предполагает, что рынок индустриальных ЛКМ можно сегментировать в зависимости от вида материала и направления использования. Структура рынка индустриальных ЛКМ по направлениям использования представлена на рисунке 3.

Оба подхода к сегментации имеют точки пересечения, поскольку некоторые отрасли промышленности связаны исключительно с производством соответствующих видов продукции. К числу таких отраслей относятся судостроение, производство железнодорожного транспорта, транспортное машиностроение и др.

Емкость сегмента "железнодорожное машиностроение" составляет 17 тыс. т. Основными потребителями являются филиалы РЖД, ЗАО "ТрансмашХолдинг", вагоностроительные и вагоноремонтные заводы, производители тепловозов и электровозов, операторы собственного подвижного состава. 80% рынка составляют алкидные материалы отечественного производства. Использование материалов регламентируется рекомендациями ВНИИЖТ.

Емкость сегмента "транспортное машиностроение" составляет 3,4 тыс. т. Основные потребители: комбайновый завод ООО "Ростсельмаш", концерн "Тракторные заводы", группа "ГАЗ". Около 80% объема потребления - алкидные материалы отечественного производства. Лакокрасочные материалы применяются в соответствии с отраслевой НДТ.

Емкость рынка "судостроение, судоремонт" составляет 9-10 тыс. т. Основные потребители: судостроительные и судоремонтные заводы, компании-судовладельцы. 90% рынка составляют специальные эпоксидные и хлорвиниловые материалы. Использование материалов регламентируется рекомендациями Российского морского регистра судоходства, ЦНИИ МФ, ЦНИИ "Прометей".

Емкость сегмента "антикоррозионная защита металлоконструкций" составляет 25-30 тыс. т. Основные потребители: заводы металлоконструкций, строительные организации, нефтегазодобывающие и перерабатывающие предприятия, предприятия-подрядчики, занимающиеся обслуживанием объектов инфраструктуры - мостовые сооружения, вышки ЛЭП, вышки сотовой связи и др. Эпоксидные материалы составляют 25% рынка, алкидные - 65%. Использование материалов регламентируется рекомендациями ЦНИИС, ВНИИСТ.

На основании доклада директора бизнес-направления "Индустриальные покрытия" компании "Русские краски" объем производства строительных металлоконструкций в 2005 г. на российских предприятиях составил 3,02 млн т, в том числе 1,53 млн т конструкций с полимерным покрытием. Потребление ЛКМ для защиты строительных металлоконструкций составило в 2005 г. 13-15 тыс. т. Количество производителей металлоконструкций в России - около 500 организаций. Порядка 70% производителей стальных металлоконструкций проводят так называемую "первичную защиту металлов", используя алкидные, фенольные, эпоксидные грунтовки российского производства.

     
Рисунок 3 - Структура потребления индустриальных ЛКМ в Российской Федерации по отдельным секторам (в натуральном выражении), % [26]


Самые распространенные грунтовки среди потребителей - алкидные. Их предпочитают две третьих производителей металлоконструкций. Около 35% потребителей применяют грунтовки на эпоксидной основе. Среди других используемых грунтовок - фенольные, хлорвиниловые и сополимеровинилхлоридные, алкидно-уретановые, органосиликатные, акрил-уретановые, полиуретановые. В качестве финишного покрытия преобладают алкидные эмали. До 35% используются эпоксидные эмали. Менее распространены финишные хлорированные, полиуретановые, акриловые, акрил-уретановые, эпоксиуретановые материалы.

Для окраски внешней поверхности самолета с обшивками из алюминиевых сплавов используют лакокрасочные материалы на основе бутилметакрилата, сополимеров бутилметакрилата, амида метакриловой кислоты, нитрила акриловой кислоты и стирола. На их основе созданы прозрачные лаки, грунтовки и эмали холодной сушки с повышенной термостойкостью. В последние годы для окраски авиационной техники используются также эпоксидные грунтовки и фторполиуретановые эмали. Для окраски внутренних обшивок, декоративной отделки деталей интерьера из стеклопластика применяют водоразбавляемые эмали. Материалы используются на основании рекомендаций ВИАМ.