Сливо-наливные эстакады используются для обеспечения выполнения операций по сливу и наливу нефтегазоводяной смеси в железнодорожные цистерны и облегчения доступа к цистерне [33].
Для перевозки нефтегазоводяной смеси используют 3 основных типа ж/д цистерн (таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Характеристика железнодорожных цистерн по сливно-наливным устройствам для перевозки нефтегазоводяной жидкости [34]
N | Операция | Тип цистерны | ||
15-871 | 15-1443 | 15-1416 | ||
1 | Налив | Верхний через две горловины | Верхний | Верхний |
2 | Слив | Нижний через два типовых универсальных сливных приборов (ГОСТ 9273-70) | Нижний через два типовых универсальных сливных приборов (ГОСТ 9273-70) | Верхний |
На сегодня разработано достаточно много конструкций железнодорожных эстакад, в основу которых заложен принцип специализации работы на нефтегазоводяной смеси с различными характеристиками или проведения определенных видов операций, например, наливных, сливных или сливоналивных (комбинированных). На рисунках 2.16-2.18 в качестве примеров показаны технологические схемы комбинированной (сливо-наливной) эстакады типа КМ, КС и НТ [35].
Рисунок 2.16 - Поперечный разрез железнодорожной эстакады типа КС:
1 - наливной рукав Ду-100 мм, 2 - зачистной рукав Ду - 40 мм, 3 - переходной трап, 4 - стояк, 5 - коллектор, 6 - коллектор для слива неисправных цистерн, 7 - воздушный коллектор, 8 - контргруз
На рисунке 2.17 показан поперечный разрез комбинированной эстакады типа КМ, предназначенной для слива нефтегазоводяной смеси через нижний сливной рукав.
Рисунок 2.17 - Поперечный разрез эстакады типы КМ:
1 - переносный подогреватель, 2 - кран-укосина, 3 - шланг для пара, 4 - рукав Ду 150 мм для слива, 5 - паропровод, 6 - трубопровод конденсата, 7 - наливной шланг Ду 100 мм
На рисунке 2.18 приведен еще один пример эстакады налива нефтегазоводяной смеси повышенной вязкости. В данном варианте коллектор поднят с нижней части эстакады наверх - специальную наливную площадку эстакады, расположенную за пределами верхнего железнодорожного габарита, а наливные рукава заменены на складывающиеся телескопические трубы, выполненные из алюминиевых сплавов или оцинкованной кровельной стали. Наливная площадка эстакады вынесена наверх эстакады для удобства проведения налива и для замены тяжелых наливных рукавов на легкие телескопические складные алюминиевые трубы. Кроме того, замена рукавов на телескопические трубы сделана с целью уменьшения загрязнения углеводородами конструкций эстакады и бетонной площадки железнодорожного тупика.
Рисунок 2.18 - Эстакада наливная для нефтегазоводяной жидкости повышенной вязкости типа НТ: