Статус документа
Статус документа

ИТС 27-2017 Производство изделий дальнейшего передела черных металлов

     2.1.3 Горячая прокатка металла


Прокатный стан - комплекс машин и агрегатов, предназначенных для пластической деформации металла в валках, его обработки и транспортирования.

Прокатные станы классифицируют по назначению, конструкции и расположению рабочих клетей, режиму работы.

При классификации по назначению уточняется, для производства какого вида продукции (сорт, лист, труба и т.д.) или выполнения конкретной операции, например, прошивка, дрессировка используется данный стан.

По конструкции клети различают прокатные станы (см. рисунок 2.2), имеющие в своем составе следующие виды клетей:

а) двухвалковые - "дуо";

б) трехвалковые - "трио";

в) четырехвалковые - "кварто";

г) шестивалковые;

д) двенадцативалковые;

е) двадцативалковые;

ж) клети с многовалковыми калибрами для производства балок;

з) универсальные;

и) клети с многовалковыми калибрами для производства катанки, труб и фасонных профилей [1].

При производстве труб и специальных видов проката широко используются клети поперечно-винтовой прокатки и клети специальных конструкций (прокатка колес, бандажей, винтов, шестерен и пр.).

По расположению рабочих клетей различают одноклетьевые и многоклетьевые станы. Многоклетьевые станы, в свою очередь, могут быть:

- последовательные, клети которых расположены последовательно, а прокатываемая полоса делает только один проход в каждой клети;

- непрерывные, клети которых расположены последовательно, а раскат деформируется одновременно в нескольких клетях;

- линейные, у которых оси клетей расположены в одну или несколько параллельных линий, а клети обычно имеют групповой привод;

- зигзагообразные - многолинейные станы с передачей металла с одной линии прокатки на другую, зигзагом, с помощью косорасположенных роликов рольгангов;

- шахматные, аналогичные зигзагообразным, но с передачей металла шлепперами перпендикулярно оси прокатки.

По режиму работы различают реверсивные и нереверсивные станы.

     
Рисунок 2.2 - Возможные схемы расположения валков в рабочей клети прокатного стана

2.1.3.1 Удаление окалины перед горячей прокаткой

Нагрев металла связан с образованием на его поверхности окалины, которая при последующей горячей деформации вкатывается в поверхность металла с образованием дефектов и ухудшением товарного вида прокатных изделий, что в свою очередь ведет к увеличению трудозатрат и дополнительным материальным потерям на стадии отделки готового проката. Поэтому важно значительную часть окалины отделить от основного металла перед его горячей деформацией.

Удаление окалины перед горячей деформацией листового металла, как правило, не рассматривают как отдельный цикл операций, а относят к циклу операций по деформации металла. Образующуюся в процессе нагрева окалину удаляют мощными струями воды (устройства для гидросбива окалины), механическими скребками, щетками, иглофрезами или механическими окалиноломателями, использующими принцип изгиба металла.