Статус документа
Статус документа

ИТС 45-2017 Производство напитков, молока и молочной продукции

     1.6. Производство мороженого


В 1980-1990-х годах потребности населения в мороженом удовлетворялись в основном местными фабриками. С переходом на рыночные отношения появилась группа компаний, которые не базировались, как раньше, ни на хладокомбинатах, ни на предприятиях молочной промышленности, а строили новые фабрики, специально для производства мороженого, что повышало эффективность их работы.

Сегодня общие производственные мощности могут обеспечить выпуск около 650 тыс. т мороженого в год. Непосредственно производством мороженого заняты более 30 тысяч человек, а в целом в цепочке от производства до покупателя - еще не один десяток тысяч человек.

Еще 15-20 лет назад в отрасли были представлены 250-300 предприятий, а сейчас их не более 150: произошло укрупнение предприятий, вырос уровень консолидации рынка, появились предприятия на основе частной собственности, акционированные предприятия, связанные с новым бизнесом, с новыми инновационными программами, новой инвестиционной политикой. Сегодня пять компаний ("Инмарко", "Русский холод", "Талосто", "Нестле" и "Айсберри") выпускает больше половины мороженого в России.

Производство мороженого глубоко интегрировано с другими отраслями - поставщиками сырья, оборудования, транспорта, упаковки, торговлей. Отрасль является емким и платежеспособным потребителем сельхозпродукции. С учетом сыворотки, сливок и других продуктов общий объем потребления только молочного сырья для мороженого составляет более 180 тыс. т в год (таблица 1.11).


Таблица 1.11 - Объемы сырья, используемого в производстве мороженого (по данным Росстата)

Вид сырья

Объем, тыс. тонн

Молоко натуральное

56

Молоко сухое цельное и обезжиренное

35

Молоко сгущенное цельное и обезжиренное

40

Масло сливочное

40

Заменители молочного жира

35

Сахар

45

Фруктовые наполнители и пищевкусовые добавки

28


Однако значительный объем средств направляется на закупки за рубежом из-за дефицита и низкого качества отечественного сырья [9].

За десятилетие с середины 1990-х до середины 2000-х годов удалось практически удвоить производство мороженого в стране. В то же время, с начала предкризисных и кризисных лет и по настоящее время отрасль развивается неустойчиво (рисунок 1.6).

     
Рисунок 1.6 - Динамика производства мороженого в России в 2000-2015 годах

          

В 2016 г. в России было произведено 407,1 тыс. т. мороженого и десертов замороженных, что составляет 108% от объемов 2015 г. Имеющиеся мощности достаточны для ежегодного выпуска 650 тыс. т продукции. По данным Союза мороженщиков России, свыше 98% реализуемого в стране мороженого отечественного производства.

Согласно мониторингу, среди федеральных округов лидером стал Центральный с долей в 24% - 97,5 тыс. т. На втором месте оказался Сибирский федеральный округ, который произвел 87,9 тыс. т, на третьем - Приволжский (86,7 тыс. т). Такие показатели связаны с географией размещения производств (рис.1.7).

     
Рисунок 1.7 - Производство мороженого по Федеральным округам в 2016 г., Росстат

          

Наиболее острыми проблемами на рынке мороженого России являются: дефицит молока и падение потребительской активности.

По оценке IndexBox, отрасль по производству мороженого в среднесрочной перспективе продолжит рост. Его основными драйверами станут умеренный рост реальных доходов населения (по оценке МЭР, 2017-2019 гг. они суммарно вырастут на 3,8%), а также расширение экспорта российской продукции в Китай и республики бывшего СССР. В немалой степени перспективы отрасли будут зависеть от эффективности маркетинговой политики компаний, которые пытаются привлечь потребителя за счет ввода новых торговых марок и экспериментов с дизайном и вкусовыми качествами продукции.

За последние несколько десятилетий объем потребления мороженого в Российской Федерации практически не изменился, и число людей реально его потребляющих также остается постоянным и составляет лишь около половины населения - 55% (в крупных городах этот показатель выше). Мороженое не является продуктом первой необходимости и даже не рассматривается как полноценный продукт питания, но в то же время Институт питания РАМН в качестве рекомендуемой нормы определил потребление мороженого на человека в объеме 5 кг в год. В настоящее время Российской Федерации этот показатель составляет около 3 кг, что в два раза ниже среднеевропейского и в три раза ниже американского (таблица 1.12).


Таблица 1.12 - Среднегодовое потребление мороженого в мире, кг/чел в год

Регион

Потребление, кг/чел.

Северная Америка

10-11

Западная Европа

5-7

Восточная Европа

4-5

Россия

2,8

Азия, Китай

1


Проблема потребления состоит еще и в том, что в российском обществе сложился стереотип отношения к мороженому как к дешевому детскому продукту, хотя это полноценный продукт питания и дети не являются единственными и основными потребителями.