583. Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным главой 25 "Налог на прибыль организации" Налогового кодекса РФ.
584. Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вправе вводить дополнительные реквизиты.
585. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике организации для целей налогообложения, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя.
586. Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, а также сумму остатка расходов (убытков), которая должна быть отнесена на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов и размер задолженности перед бюджетом.
587. Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Под первичными документами понимаются документы, применяемые в бухгалтерском учете (накладные, счета-фактуры, приемные квитанции, акты выполненных работ и т.п.). Если какая-либо операция в бухгалтерском и налоговом учете трактуется по-разному, налогоплательщик должен составить аналитический регистр налогового учета.
Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.
588. Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработанных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
589. Формы аналитических регистров налогового учета разрабатываются самостоятельно и должны содержать следующие реквизиты:
- наименование регистра;
- период (дату) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;
- наименование хозяйственной операции;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
590. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях. Исправление ошибки должно быть заверено подписью ответственного лица за ведение регистров и письменным обоснованием ошибки.
591. Налогоплательщик самостоятельно составляет за отчетный (налоговый) период расчет налоговой базы нарастающим итогом с начала года. В этот расчет включаются следующие данные:
- период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);
- сумма доходов от реализации, полученных в отчетном периоде;
- сумма расходов, понесенных в отчетном (налоговом) периоде и уменьшающих сумму доходов от реализации;
- прибыль (убыток) от реализации;
- сумма внереализационных доходов;
- сумма внереализационных расходов;
- прибыль (убыток) внереализационных операций;
- итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.
592. Если необходимые для исчисления налога данные можно получить из бухгалтерского учета, то дублировать их в регистрах налогового учета не следует. В учетной политике необходимо определить, что тот или иной регистр бухгалтерского учета будет использоваться как источник информации для составления налоговой декларации по налогу на прибыль.