Недействующий

Об утверждении методических рекомендаций по бухгалтерскому и налоговому учету материально-производственных запасов в хлебоприемных и зерноперерабатывающих организациях (отменен на основании приказа Минсельхоза России от 20.09.2007 N 526)

3. Документальное оформление и учет недостач, порчи и излишков, выявленных при приемке

78. Расхождение в массе (количестве мест) и качестве, превышающем допустимые нормы, против товарно-транспортной накладной оформляется в следующем порядке:

- коммерческим актом, составленным станцией железной дороги (пристанью, портом), на недостачи, превышающие допустимые расхождения при взвешивании и предельные нормы естественной убыли, а также при недостаче мест с продукцией, упакованной в тару стандартной массой;

- отметкой на товарно-транспортной накладной за подписью начальника станции (пристани, порта) или его доверенного лица, заверенной штампом станции назначения - по недостачам в массе груза, не превышающим норм естественной убыли при железнодорожных и водных перевозках, с учетом предельных норм расхождений показаний весов в процентах от массы нетто при получении груза;

- записями в сопроводительной товарно-транспортной накладной при поступлении груза автомобильным транспортом.

79. Претензии и иски к железным дорогам на недостачу зерна и (или) продукции предъявляются в случаях:

- прибытия груза на станцию назначения в неисправном вагоне;

- возможности доступа к грузу в пути следования;

- прибытия вагона на станцию назначения за одной или двумя пломбами попутной станции или с поврежденными пломбами;

- обнаружения при вскрытии вагона воронок на поверхности насыпи зерна или смещения его в одну сторону с наличием при этом зерна в междудверном пространстве, что свидетельствует о возможности утечки через верхний край хлебного щита и других скрытых недостатках в вагоне;

- прибытия на станцию назначения зерна и продукции со следами подмочки, загрязнения, с посторонней примесью или запахом, в других случаях порчи самого груза и тары, а также при обнаружении в вагоне россыпи тарного груза, когда есть основание считать, что утрата или порча произошла по вине транспортной организации;

- во всех других случаях, если получатель, руководствуясь транспортным Уставом железных дорог, докажет, что недостача груза произошла в результате его потери или повреждения по вине железной дороги.

80. Обстоятельства, являющиеся основанием для наступления ответственности железной дороги, удостоверяются коммерческими актами.

Коммерческий акт составляется:

- при выгрузке грузов в местах общего пользования - в день выгрузки, в соответствующих случаях - в день выдачи грузов грузополучателю (получателю);

- при выгрузке грузов в местах необщего пользования - в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна производиться в процессе их выгрузки или непосредственно после выгрузки;

- в пути следования грузов - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.

Акты общей формы также служат основанием для ответственности участников железнодорожной перевозки. Ими удостоверяются иные обстоятельства, не требующие составления коммерческого акта. В отличие от коммерческих актов, оформляемых только в определенных случаях, акты общей формы составляются, когда того требуют обстоятельства дела. Отказ в составлении акта общей формы грузоотправитель и грузополучатель вправе обжаловать вышестоящей транспортной организации.

Могут быть составлены иные акты. Например, в случае обнаружения течи, порчи или подмочки груза вследствие неисправного состояния вагона или контейнера особое значение имеет акт о техническом состоянии вагонов, контейнеров.

81. Порядок предъявления претензий к перевозчику определяется в соответствующих транспортных уставах и кодексах. В основном он однотипный на всех видах транспорта. Этот порядок предусматривает:

перечень документов, которыми заявитель должен обосновать конкретный вид претензий;

лиц, имеющих право на их предъявление;

транспортные организации, к которым предъявляются претензии.

Определенные транспортными уставами и кодексами сроки предъявления претензий следующие: за недостачу и порчу груза - 6 месяцев, в отношении штрафов - 45 дней. Предельный срок предъявления претензии исчисляется с момента выдачи груза (по отметке в накладной).

82. Претензии к грузоотправителям предъявляются во всех случаях, когда при перевозке грузов насыпью и в таре прямым железнодорожным или водным сообщением при исправном состоянии вагона или судна, при целых пломбах отправителя груз прибыл к месту назначения с недостачей мест или массы. Претензии к грузоотправителям за недостачи грузов предъявляются не позднее месячного срока со дня их получения.

83. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, установлен в один год с момента, определяемого транспортными уставами и кодексами (п.2, 3 ст.797 Гражданского кодекса РФ).

84. При поступлении зерна и продукции в организацию железнодорожным или водным транспортом лабораторией организации-получателя в момент выгрузки отбирается образец и производится анализ в установленном государственными стандартами порядке.

По результатам анализа зерна и продукции оформляются: