Изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 511-р
1. В Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной указанным распоряжением:
а) абзац четырнадцатый раздела II исключить;
б) в разделе IV:
предложения первое и второе абзаца седьмого подраздела "Внедрение сбора данных о надежности и качестве электроснабжения" изложить в следующей редакции: "Также одной из ключевых задач является повышение достоверности информации, связанной с показателями качества энергоснабжения. Решению указанной задачи будет способствовать совершенствование процедуры сбора данных, расчета показателей, оценки достоверности и полноты представления информации на основе использования передовых отечественных технологий и возможностей прямого сбора данных с измерительных приборов.";
в подразделе "Расстановка приоритетов для инвестиций":
наименование изложить в следующей редакции:
"Приоритизация финансирования операционной и инвестиционной деятельности";
абзац третий заменить текстом следующего содержания:
"Состояние и надежность основного технологического оборудования и объектов отрасли (далее - производственные активы) определяются объемом и качеством выполняемых работ по техническому обслуживанию и ремонту в период эксплуатации, а также объемом финансирования в текущий период и инвестициями прошлых лет в восстановление, реконструкцию и замену основных производственных фондов. Как отмечалось выше, недостаточность таких инвестиций и отсутствие механизмов рационального использования операционных финансовых ресурсов в России в течение последних 20 лет привели к значительному увеличению доли электросетевого оборудования, выработавшего свой нормативный срок службы. Однако при условии эксплуатации оборудования без отклонения от номинальных параметров и соблюдения процедур по продлению срока эксплуатации ограничения дальнейшей эксплуатации оборудования могут быть сняты.
Одной из основных задач Стратегии является постепенный переход от системы управления производственными активами только по планово-предупредительному виду организации ремонта к организации ремонта по фактическому техническому состоянию с учетом последствий отказа основного технологического оборудования (рисков). Отраслевые принципы технического воздействия на оборудование по планово-предупредительному виду организации ремонта устанавливают необходимость его ремонта или обслуживания независимо от технического состояния, что в условиях общего ограничения ресурсов приводит к недостаточному выполнению работ на оборудовании, имеющем наибольшие риски возникновения отказа. Указанный переход требует синхронизации принципов организации управления производственными активами всех субъектов электроэнергетики на территории Российской Федерации в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности (передача, распределение, генерация) и будет обеспечен посредством принятия нормативных правовых актов в области электроэнергетики, устанавливающих требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок. В частности, указанные нормативные правовые акты должны быть направлены на совершенствование регулирования вопросов организации (включая планирование, подготовку, производство работ, приемку и внутренний контроль за организацией работ) технического обслуживания и ремонта оборудования (включая подсистемы автоматизированных систем управления технологическими процессами (средства тепловой автоматики и измерений), устройства релейной защиты и автоматики, средства технологического и диспетчерского управления, устройства сигнализации, средства измерений), зданий и сооружений электрических станций (включая гидротехнические сооружения тепловых и гидравлических электростанций), а также сетей.
Для проведения оценок технического состояния должна использоваться количественная интегральная величина, характеризующая техническое состояние оборудования и соответствующий уровень технического риска, - индекс технического состояния. Так, эксплуатация оборудования недопустима при достижении значения индекса технического состояния, соответствующего очень высокому уровню технического риска (критическому состоянию). Одной из задач Стратегии является недопущение наличия на объектах электросетевого хозяйства оборудования в критическом состоянии, а также снижение доли оборудования, имеющего высокие и средние уровни технического риска (находящегося в неудовлетворительном и удовлетворительном состоянии), с учетом оценки последствий его отказа.";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"Снижение доли электросетевого оборудования, техническое состояние которого находится в опасной близости от предельно допустимых значений, требует привлечения значительного объема инвестиций, повышения эффективности операционной и инвестиционной деятельности сетевых организаций, совершенствования процесса перспективного планирования, а также создания условий для обеспечения окупаемости инвестиций в электросетевой комплекс.";
абзац пятый исключить;
абзац шестой изложить в следующей редакции:
"При этом существующие ограничения темпов роста цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для потребителей накладывают существенные ограничения на увеличение затрат на эксплуатацию и допустимый объем инвестиций в модернизацию и реновацию электрических сетей.";
после абзаца шестого дополнить абзацами следующего содержания:
"В целях оценки эффективности использования операционных и инвестиционных затрат и обеспечения необходимого уровня надежности электроснабжения потребителей во всех сетевых организациях должны быть использованы единые методические указания (подходы) к расчету индексов технического состояния, определены группы оборудования, на которые распространяется действие соответствующих методических указаний, и внедрены принципы управления производственными активами с учетом технического состояния и последствий отказа электросетевых объектов (оборудования).
К 2018 году предполагается постепенный переход от системы планово-предупредительного вида организации ремонта на объектах электросетевого хозяйства и отказа от процедуры технического освидетельствования оборудования к управлению производственными активами за счет внедрения единых процессов планирования, контроля и оценки эффективности выполнения работ по операционной и инвестиционной деятельности в зависимости от риска отключения потребителей.";
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"Система принятия решений о приоритетности воздействия на оборудование, основанная на данных о техническом состоянии и рисках (с учетом вероятности отказа функционального узла и единицы основного технологического оборудования и последствий такого отказа), позволит сконцентрировать ограниченные операционные и инвестиционные ресурсы в точке максимальной отдачи исходя из требований надежности. В средне- и долгосрочной перспективе эффективное распределение финансовых средств на эксплуатацию, а также на модернизацию основных фондов, находящихся в критическом и неудовлетворительном состоянии, в целях повышения надежности станет центральной задачей технической политики электросетевого комплекса.";
после абзаца четвертого подраздела "Формирование единой технической политики" дополнить абзацем следующего содержания:
"внедрение единых принципов оценки технического состояния электросетевого оборудования на основе индексов технического состояния;";
абзац десятый подраздела "Снижение потерь электроэнергии" изложить в следующей редакции:
"принятие мер, направленных на снижение доли оборудования, техническое состояние которого находится в опасной близости от предельно допустимых значений, повышение уровня технического состояния распределительных электрических сетей и повышение оснащенности средствами наблюдения и контроля в электрических сетях низкого напряжения;".
2. Позицию 1 плана-графика издания нормативных правовых актов для реализации Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденного указанным распоряжением, в графе "Наименование мероприятия" дополнить следующими мероприятиями:
"разработка и утверждение информационного справочника основного технологического оборудования для обеспечения единых принципов построения унифицированных систем оценки, мониторинга и контроля технического состояния оборудования и сооружений, эксплуатируемых на объектах электроэнергетики | III квартал 2018 г. | ведомственный акт | Минэнерго России, Росстандарт с участием публичного акционерного общества "Российские сети" |
разработка и утверждение методических указаний по расчету вероятности отказа функционального узла и единицы основного технологического оборудования и оценки последствий такого отказа | IV квартал 2018 г. | ведомственный акт | Минэнерго России с участием публичного акционерного общества "Российские сети" |
разработка предложений по совершенствованию порядка формирования программ технического обслуживания, ремонта, технического перевооружения и реконструкции (комплекса мероприятий по повышению технико- экономических показателей основного технологического оборудования) субъектов электроэнергетики | IV квартал 2018 г. | доклад в Правительство Российской Федерации | Минэнерго России, |