Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 24 ноября 2017 года N 777
В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методологические рекомендации по формированию структуры весов отдельных городов для расчета индекса потребительских цен регионального уровня.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2019 года.
Временно исполняющий обязанности
руководителя Федеральной службы
государственной статистики
А.Л.Кевеш
Методологические рекомендации по формированию структуры весов отдельных городов для расчета индекса потребительских цен регионального уровня
Целью настоящих Методологических рекомендаций по формированию структуры весов отдельных городов для расчета индекса потребительских цен регионального уровня (далее - Методологические рекомендации) является совершенствование методологии расчета индексов цен и средних цен на отдельные виды товаров и услуг по субъектам Российской Федерации в части разработки алгоритмов формирования весов для их исчисления.
Методологические рекомендации предназначены для использования при формировании показателей статистики цен по субъектам Российской Федерации и являются обязательными для использования в территориальных органах Росстата.
Методологические рекомендации разработаны с учетом основных положений Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индекса потребительских цен (далее - Официальная методология), утвержденной приказом Росстата от 30 декабря 2014 г. N 734.
Основные методологические принципы формирования долей численности населения отдельных городов в общей численности населения субъекта Российской Федерации разработаны с учетом положений Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Настоящие рекомендации определяют порядок распределения численности населения неохваченных наблюдением за потребительскими ценами муниципальных образований субъекта Российской Федерации между городами, в которых организовано данное наблюдение, и которые будут выступать в качестве городов-представителей (далее - базовые города) указанных территорий, а также порядок определения на основе результатов вышеуказанного распределения расчетных долей численности базовых городов в общей численности населения субъекта Российской Федерации.
Использование в качестве расчетных долей численности населения базовых городов (учитывающих численность населения представляемых ими муниципальных образований, не охваченных наблюдением) позволяет распространить данные о динамике потребительских цен на товары и услуги, полученные в результате наблюдения за ценами в указанных городах, на весь субъект Российской Федерации.
В соответствии с Официальной методологией наблюдение за потребительскими ценами строится на выборочной основе.
При отборе населенных пунктов для организации наблюдения за потребительскими ценами учитывается ряд принципов. Для целей данных Методологических рекомендаций используются следующие принципы:
- наблюдение за потребительскими ценами организуется в столицах республик, центрах краев, областей, автономной области, автономных округов, городах федерального значения;
- в выборочную совокупность включаются районные центры (города, поселки городского типа, далее - "города"), отобранные с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами;
- общее число обследуемых населенных пунктов в субъекте Российской Федерации, как правило, должно составлять 2-4 города;
- города, отобранные для наблюдения за ценами, должны отражать географические и экономические особенности региона и располагаться в различных его частях;
- в выборку не должны включаться города, расположенные в непосредственной близости друг от друга и от территориального центра, если уровни и динамика цен в этих городах не имеют принципиальных различий;
- отобранные для наблюдения за ценами города должны характеризоваться наличием устойчивого наполнения потребительского рынка товарами и услугами, входящими в их перечень, принятый для ежемесячной регистрации цен;
- численность населения городов, отобранных для ежемесячного наблюдения за ценами, суммарно должна составлять не менее 35% городского населения субъекта Российской Федерации.
Формирование расчетных долей численности населения базовых городов осуществляется в рамках субъекта Российской Федерации специалистами территориального органа Росстата и полученные результаты согласовываются с Росстатом.
Актуализация расчетных долей численности населения осуществляется не чаще одного раза в год (при подготовке к наблюдению за потребительскими ценами в новом году). Актуализация распределения численности населения муниципальных образований, не охваченных наблюдением за потребительскими ценами, к базовым городам, производится по мере необходимости при изменении перечня базовых городов, значительных изменениях в расходах населения, возрастной структуре или при пересмотре потребительской корзины для исчисления величины прожиточного минимума.
Определение расчетных долей численности населения базовых городов с учетом распределения на них численности населения муниципальных образований, не охваченных наблюдением, требует формирования достаточно однородных их групп в субъекте Российской Федерации.
Формирование расчетных долей численности населения базовых городов включает в себя:
- формирование основы распределения численности населения муниципальных образований субъекта Российской Федерации, не охваченных наблюдением за потребительскими ценами, и их условной "привязки" к базовым городам;
- корректировку основы распределения численности муниципальных образований в соответствии с требованиями Официальной методологии.
Формирование однородных групп муниципальных образований субъекта Российской Федерации осуществляется на основе следующих показателей с учетом особенности потребительского поведения населения муниципальных образований и структуры расходов:
- возрастной структуры населения с выделением групп - моложе трудоспособного возраста, трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста.
Источником информации о возрастной структуре населения муниципального образования являются данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по статистике населения "Расчет возрастно-полового состава населения на 1 января текущего года по муниципальным образованиям" (пункт 1.33.5 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р).
В тех случаях, когда численность населения базового города, входит в общую численность муниципального района, при проведении расчетов этот показатель по муниципальному району учитывается за вычетом численности базового города;
- величины прожиточного минимума социально-демографических групп населения (дети, трудоспособное население, пенсионеры) по субъекту Российской Федерации в среднем за смещенный предыдущий год, предшествующий периоду определения расчетных долей численности населения базовых городов. Показатель рассчитывается для каждой группы населения как средняя арифметическая величина из её величин прожиточного минимума по субъекту Российской Федерации за III и IV кварталы года, предшествующего отчетному, и величин прожиточного минимума за I-II кварталы предыдущего года.
Величина прожиточного минимума для каждой возрастной группы населения определяется для субъекта Российской Федерации в целом на основе соответствующих официально принятых нормативных документов.
Для возрастной группы "моложе трудоспособного возраста" принимается прожиточный минимум по группе "Дети", для возрастной группы "выше трудоспособного возраста" - прожиточный минимум по группе "Пенсионеры".
Формирование основы распределения численности населения муниципальных образований, не охваченных наблюдением, для определения расчетных долей численности населения базовых городов в субъекте Российской Федерации осуществляется в следующей последовательности:
1. Расчет возрастной структуры населения каждого муниципального образования, который производится по формуле:
, (1)
где:
- доля численности k-й возрастной группы населения (к=1; 2; 3) j-го муниципального образования i-го субъекта Российской Федерации;
- численность населения k-й возрастной группы населения j-го муниципального образования i-го субъекта Российской Федерации;
- общая численность населения j-го муниципального образования i-го субъекта Российской Федерации.
2. Определение средней условной величины прожиточного минимума (далее - УВПМ) для населения каждого муниципального образования:
, (2)
где:
- УВПМ для населения j-го муниципального образования i-го субъекта Российской Федерации;
- величина прожиточного минимума для k-й возрастной группы населения i-го субъекта Российской Федерации.
3. Создание перечня муниципальных образований упорядоченного в порядке возрастания УВПМ в целях дальнейшего выделения из него однородных групп.
4. Формирование перечня базовых городов, ранжированных в порядке возрастания УВПМ, и осуществление расчета среднего ее значения для каждой пары городов, имеющих наиболее близкие величины указанного показателя.
5. Формирование однородных групп муниципальных образований с "привязкой" их к базовому городу.
Число выделяемых групп муниципальных образований должно быть равно числу обследуемых городов.
Отдельные обследуемые города, "уникальные" по условной величине прожиточного минимума, могут не иметь однородных с ними муниципальных образований. В таком случае группа состоит из одного города.
Формирование групп муниципальных образований, отнесенных к каждому базовому городу, осуществляется следующим образом:
5.1. Все муниципальные образования субъекта Российской Федерации, имеющие УВПМ меньшую, чем в базовом городе с наименьшим значением данного показателя, включаются в группу муниципальных образований, отнесенных к данному городу.
5.2 Все муниципальные образования, условная величина прожиточного минимума которых находится в интервале между показателями базовых городов каждой пары, и имеющие УВПМ, меньшую, чем среднее значение показателя для данной пары городов, относятся к базовому городу, в котором УВПМ меньше.
Муниципальные образования, находящиеся по УВПМ между городами каждой пары, и имеющие УВПМ больше, чем среднее значение для двух городов, включаются в группу муниципальных образований, отнесенных к городу с большей величиной показателя.
5.3. Все муниципальные образования субъекта Российской Федерации, имеющие УВПМ большую, чем максимальное значение по базовым городам, автоматически включаются в группу муниципальных образований, отнесенных к городу с наибольшей величиной показателя.
6. Расчетная доля численности населения каждого базового города (с учетом перераспределения численности не охваченных наблюдением муниципальных образований) принимается равной суммарной доле численности населения всех муниципальных образований, вошедших в однородную группу, в общей численности населения субъекта Российской Федерации.
После формирования основы распределения численности населения муниципальных образований, не охваченных наблюдением, и определения расчетных долей численности населения каждого базового города проводится анализ соответствия полученных результатов требованиям Официальной методологии. В случае необходимости осуществляется корректировка указанных долей численности за счет перераспределения отдельных муниципальных образований между сформированными однородными группами.
Анализ результатов распределения муниципальных образований и его корректировка проводится по двум направлениям:
- муниципальное образование, на территории которого расположен базовый город, должно быть включено в группу муниципальных образований, отнесенных к данному базовому городу.
В случае если указанное муниципальное образование при формировании однородных групп было отнесено к другому базовому городу, необходимо включить его в группу муниципальных образований, отнесенных к городу, расположенному на его территории.
Муниципальное образование, которое в силу близкого расположения экономически привязано к самому большому по численности базовому городу, должно быть включено в группу муниципальных образований, отнесенных к данному базовому городу;
- проверка географической "привязки" муниципальных образований к городам, в которых проводится наблюдение за потребительскими ценами.
Такая проверка и, при необходимости, корректировка проводится в случаях, когда в группу, отнесенную к базовому городу с малой численностью населения, включается большое количество других муниципальных образований.
Оценка необходимости реализации второго направления корректировки расчетных (укрупненных) весов базовых городов проводится на базе расчета коэффициента увеличения, представляющего собой соотношение между расчетной долей численности населения базового города и фактической долей в общей численности населения субъекта Российской Федерации.
, (3)