Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 496

11.1. Характеристика текущего состояния сферы подпрограммы 3 с указанием основных проблем и прогноз ее развития

Согласно Стратегии 2030 миссия Санкт-Петербурга заключается в создании ценностных ориентиров, генерации и внедрении передовых идей, развитии Санкт-Петербурга как центра мировой культуры и международного сотрудничества. Реализация указанной миссии невозможна без активного и всестороннего вовлечения научно-образовательного сообщества Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург - один из крупнейших научно-образовательных центров России, где сосредоточено более 10% научного потенциала страны. По состоянию на 2015 год в Санкт-Петербурге осуществляют деятельность более 300 научных организаций, в числе которых более 70 организации Российской академии наук и других государственных академий, 10 государственных научных центров, более 160 образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования. Кадровый потенциал науки и профессионального образования Санкт-Петербурга составляет более 163 тыс. работников, включая более 8 тыс. докторов наук и более 24 тыс. кандидатов наук. В Санкт-Петербурге действуют более 400 научных и научно-педагогических школ.

Высокая концентрация образовательных и научных организаций, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования и разработки, наличие большого числа высококвалифицированных специалистов, а также многоотраслевая структура экономики Санкт-Петербурга, способная обеспечить благоприятную среду для внедрения результатов научных исследований и инновационных продуктов на их основе, является одним из важнейших преимуществ Санкт-Петербурга в современной конкурентной экономике.

Согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642, российская наука играет важную роль в обеспечении безопасности страны и развитии мировой науки. В современных условиях первенство в исследованиях и разработках, высокий темп освоения новых знаний и создания инновационной продукции являются ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности.

В целях сохранения и дальнейшего развития научного потенциала Санкт-Петербурга, развития исследовательской и внедренческой деятельности, эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций необходимо осуществление всесторонней поддержки и финансового обеспечения научной, научно-технической, инновационной деятельности, создание благоприятных условий для коммерциализации результатов научной деятельности.

Инновационный сценарий социально-экономического развития Санкт-Петербурга подразумевает увеличение в структуре экономики Санкт-Петербурга доли видов деятельности, связанных с промышленным производством, наукой и научным обслуживанием. При реализации данного сценария согласно Стратегии 2030 доля инновационной продукции в общем объеме выпуска товаров, работ и услуг возрастет к 2030 году до 30%.

Для этого необходимо поддерживать и развивать научно-исследовательский потенциал образовательных организаций высшего образования и научных организаций, стимулировать ориентацию их деятельности на интересы промышленных предприятий и городских систем жизнеобеспечения, способствовать формированию сети инновационных кластеров и необходимой для их деятельности инновационной инфраструктуры.

Вместе с тем необходима координация исследований и разработок, проводимых в организациях, расположенных на территории Санкт-Петербурга, с приоритетными направлениями развития экономики. Экономика Санкт-Петербурга должна сформировать устойчивый спрос на выполнение прикладных научных и опытно-конструкторских работ и на практическое применение их результатов, ориентированных на существенное снижение издержек производства, энерго- и материалоемкости продукции, рост производительности труда. Необходимо интенсивнее вовлекать академическое и научное сообщество в решение актуальных проблем Санкт-Петербурга. Повышение эффективности использования результатов научной деятельности должно стать важнейшим направлением инновационного развития Санкт-Петербурга. Главной целью этого процесса должно стать повышение роли науки в экономике Санкт-Петербурга для обеспечения качества жизни горожан и устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

Низкий спрос со стороны экономики Санкт-Петербурга на инновации может привести к научному и технологическому отставанию всей системы социально-экономического развития Санкт-Петербурга, а в отдаленной перспективе может привести к утрате ведущей роли Санкт-Петербурга в науке и образовании.

Важнейшим аспектом, определяющим инновационную активность, является общий уровень социальной активности населения. В настоящее время одной из наиболее острых проблем представляется старение населения Санкт-Петербурга в целом и, в том числе, кадров научно-образовательной сферы.

Система подготовки новых кадров для науки, обновления и расширения контингента научных сотрудников особенно в период смены поколений в научно-технической сфере и реформы Российской академии наук требует активной поддержки со стороны государства.

Необходимо обеспечить дальнейшую работу и развитие сложившейся в Санкт-Петербурге уникальной системы отбора и поддержки талантливой молодежи, охватывающей различные категории талантливой молодежи от школьников до молодых кандидатов и докторов наук. Развитие интереса к научной деятельности у молодежи способствует ее социализации и развитию морально-этического уровня. Привлечение молодежи к научным исследованиям, закрепление молодых кадров в научных организациях Санкт-Петербурга обеспечит формирование устойчивого контингента последипломного образования, аспирантуры и докторантуры, что гарантирует устойчивое возобновление кадровой среды и модернизацию образовательной сферы.

Необходимо также оказывать поддержку общественным некоммерческим организациям, сообществам ученых и инновационно-активных специалистов, чья деятельность направлена на развитие научной и образовательной сферы.

Стратегией 2030 подчеркнута важность следования принципам непрерывной поддержки системы подготовки новых кадров для науки особенно в период смены поколений в научно-технической сфере и реформы федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук". Для преодоления разрыва между потребностью в подготовке специалистов для работы в новых нестандартных условиях и фактическим числом молодых ученых необходимы меры, способствующие организации подготовки специалистов в научно-технической сфере, содействие в получении дополнительного профессионального образования и стажировки на ведущих предприятиях студентами, докторантами, аспирантами (адъюнктами), соискателями, профессорско-преподавательским составом, научными работниками образовательных организаций высшего образования и научных организаций.