Динамика грузооборота российских портов будет в значительной мере зависеть от экономических процессов в других прикаспийских странах, в частности в Иране, а также в Казахстане и Туркменистане. Кроме того, перспективы роста грузооборота связываются с развитием торгового партнерства с Индией и странами Персидского залива. В зависимости от того, насколько внешние экономические условия будут способствовать заполнению мощностей российских портов, можно выделить 3 условных сценария - консервативный, базовый и оптимистичный.
При консервативном сценарии ожидается, что объем проходящего через порты металла продолжает сокращаться, в то время как рост объемов зерна в связи с недостатком мощностей увеличивается незначительно и не может в полной мере компенсировать это падение. В связи с запретом на перекачку высокосернистой нефти через трубопровод Махачкала - Новороссийск объем перевалки нефтеналивного порта сокращается, своповые сделки на поставку нефти не осуществляются. При этом рост контейнерной торговли с Индией и другими странами через территорию Ирана сдерживается ограничениями по длине и глубине контейнеровозов, накладываемых характеристиками шлюзов внутренних речных путей Российской Федерации. При реализации консервативного сценария объем перевалки нефти через порт Махачкала снизится до нуля уже к 2025 году.
Базовый сценарий исходит из роста поставок нефти из Туркменистана и Казахстана до 2 млн. тонн, а также из того, что с Ираном удастся заключить своповую сделку на поставку нефти объемом не менее 1 млн. тонн. Также подразумевается начало разработки месторождения Центральное, на котором будет добываться не менее 2 млн. тонн "ранней" нефти в первые 2 года. В случае реализации этого сценария загрузка нефтеналивочного терминала к 2025 году достигнет 5 млн. тонн в год.
В рамках базового сценария предполагается рост грузооборота сухих грузов малотоннажными судами через порты Астрахань и Оля, а также сообщением река - море. Развиваются перевозки крупнотоннажными крупногабаритными судами, для чего ожидается реализация проекта по строительству нового незамерзающего морского глубоководного порта (терминала) с контейнерным терминалом и рост контейнерного грузооборота до 265000 единиц в двадцатифутовом эквиваленте к 2030 году. При создании нового морского глубоководного порта (терминала) предполагается использование судов дноуглубительного флота, построенных на российских верфях. Также предполагается формирование на его базе терминалов по перевалке зерна и пищевых масел. Перспективный объем экспорта зерна через российские порты может составить до 7 млн. тонн к 2030 году. Аналогичный объем грузопотока ожидается и по прочим сухим грузам. При этом также ожидается развитие судостроения, строительство пассажирских терминалов в целях развития морского и речного туризма.
В случае реализации оптимистичного сценария рост поставок нефти из Казахстана и Туркменистана к 2025 году увеличивается до 4 млн. тонн, начинается разработка на месторождении Центральное, с Ираном заключается своповая сделка на поставку 2 млн. тонн нефти. При таком сценарии загрузка нефтеналивочного терминала порта Махачкала к 2025 году составит 10 млн. тонн.
Контейнерный грузооборот для оптимистичного сценария может к 2030 году увеличиться до 300000 единиц в двадцатифутовом эквиваленте, в том числе за счет вступления Ирана во Всемирную торговую организацию или Евразийский экономический союз, а также реализации комплекса мер по развитию сбыта российских товаров на территории Ирана.
Реализуются мероприятия по строительству и активному развитию нового морского порта, предусмотренного в рамках базового сценария, продолжается рост малотоннажных перевозок, грузоперевозок река - море, активно развивается круизный туризм.
Основными рисками, влияющими на то, какой из сценариев будет реализован, являются внешние факторы, которые могут оказать как позитивное, так и негативное влияние.