По данным Российского морского регистра судоходства, в Каспийском регионе на учете классификационного общества состоит 422 судна (159 - Российская Федерация, 189 - Азербайджан, 56 - Казахстан, 18 - Туркменистан). Из них 85 - транспортные суда для перевозки генеральных грузов, 20 - научно-исследовательские суда, 13 - нефтерудовозы, 30 - пассажирские суда, 10 - рыболовные суда, 6 - земснаряды, 75 - танкеры, 13 - наливные, 73 - буксиры, 10 - грузопассажирские суда, 41 - суда обеспечения и 46 - прочие суда.
Существующая грузовая база может перевозиться имеющимся транспортным и нефтеналивным флотом. Вместе с тем с учетом планируемого увеличения грузооборота, развития контейнерных перевозок, строительства новых портовых мощностей существует значительная потребность в строительстве грузовых (в том числе контейнерных) и дноуглубительных судов. Кроме того, в Каспийском регионе в настоящее время не представлены современные комфортабельные пассажирские суда, дноуглубительный флот под флагом Российской Федерации в указанном регионе насчитывает 4 судна (3 - порт Астрахань и 1 - порт Махачкала). При создании нового морского глубоководного порта (терминала) предполагается использование судов дноуглубительного флота, построенных на российских верфях. Реализация настоящей Стратегии потребует углубления акватории портов, сооружения новых причалов и портовых терминалов, что, в свою очередь, должно быть обеспечено достаточным количеством различного вида судов, построенных на российских верфях. Потребность в строительстве различного типа (транспортных, пассажирских, вспомогательных, дноуглубительных и др.) судов целесообразно удовлетворять в том числе с использованием судостроительных мощностей Астраханской области.