Недействующий

Об утверждении Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года (с изменениями на 24 июня 2020 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р)

Реализация проекта по созданию нового глубоководного морского порта (терминала)


В настоящее время морской порт Махачкала занимается по большей части наливом сырой нефти, поступающей через трубопровод "Баку - Новороссийск". При этом непредсказуемая обстановка на рынке углеводородов и рост доли возобновляемых источников энергии ставят под вопрос сохранение этой грузовой базы в перспективе. Развитие порта Махачкала ограничено базированием в порту кораблей Военно-Морского Флота Российской Федерации и перспективой роста населения города до 700-800 тыс. жителей к 2030 году.

В связи с этим необходимо создание на основе государственно-частного партнерства нового морского глубоководного порта (терминала) предположительно в районе г.Каспийска, в том числе складских помещений, железнодорожных и автомобильных подходов со строительством мультимодального сухого порта преимущественно за счет частных инвестиций.

Ключевой грузовой базой для нового порта должны стать грузы в контейнерах и зерно.

Одной из основных тенденций в изменении номенклатуры грузов, переваливаемых через порты Каспийского региона, стало резкое сокращение доли черных металлов и не менее резкий рост экспорта зерновых культур. При этом потребность Ирана, Ирака и Афганистана в зерне далека от насыщения и будет продолжать расти с каждым годом.

В связи с этим в настоящей Стратегии предусматривается строительство на причалах нового морского глубоководного порта (терминала) зернового терминала пропускной способностью первой очереди в 1000 тыс. тонн в год. При этом к 2025 году прогнозируется пропускная способность до 2000 тыс. тонн в год и к 2030 году - до 3000 тыс. тонн в год. При создании нового глубоководного морского порта (терминала) предполагается приоритетное использование судов дноуглубительного флота, построенных на российских верфях.

С учетом специализации морского порта Махачкала, а также перспектив роста грузооборота по различным видам грузов, проходящих через российские порты в Каспийском регионе, строительство нового глубоководного порта (терминала) не создаст условий для ухудшения функционирования морского порта Махачкала.