Недействующий

Об утверждении Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года (с изменениями на 24 июня 2020 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р)

Анализ пропускной способности автомобильных дорог общего пользования, связывающих порты Каспийского бассейна с основной сетью автомобильных дорог Российской Федерации


В настоящее время до 26 процентов грузооборота по сухим грузам с российскими портами осуществляется автодорожным транспортом. Основным грузом, транспортируемым в направлении российских портов автомобильным транспортом, в настоящее время является зерно. В перспективе ожидается, что потребность в транспортировке грузов в направлении портов и от них вырастет с 1 млн. тонн до 2 - 2,5 млн. тонн к 2030 году.

Протяженность автомобильных дорог федерального значения общего пользования Каспийского региона составляет 1476 километров, из которых 91,7 процента имеют асфальтовое покрытие. В основном это дороги II и III категории, где максимальный уровень загрузки дороги движением рассчитан на уровне 0,7, а фактическое значение указанного показателя в регионе составляет 0,38.

В 2016 году объем грузовых перевозок автомобильным транспортом в направлении 3 портов Каспийского бассейна составил 791,2 тыс. тонн, что на 10 процентов ниже, чем в предыдущем году. При этом из портов по автомобильным дорогам было отправлено 116,8 тыс. тонн различных грузов, что ниже уровня 2015 года на 22 процента. Суммарный объем перевозок автотранспортом в направлении морских портов Каспийского бассейна снизился на 12 процентов - 908 тыс. тонн в 2016 году и 1029,6 тыс. тонн в 2014 году.

Пропускная способность основных дорог имеет резервные мощности для роста, но существуют проблемные места, затрудняющие движение по прикаспийской территории, в том числе в направлении российских портов. В первую очередь речь идет о дороге федерального значения Р-215 Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала протяженностью 526 километров, из которых 109,42 километра не имеют асфальтового покрытия.

Кроме того, превышение проектной мощности существует в нескольких местах трассы Р-215 Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала на участке Артезиан - Махачкала, хотя в целом ее загрузка составляет 60 процентов паспортной пропускной способности. В связи с этим необходимо проведение мероприятий по приведению автомобильной дороги в нормативное состояние.

Самой загруженной трассой в регионе является дорога федерального значения Р-217 "Кавказ" - автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой протяженностью 279,9 километра. В настоящее время ее возможности полностью исчерпаны, загрузка составляет 100 процентов при запланированной мощности 70 процентов. В этой связи реализуется проект строительства и реконструкции участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" - автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Кроме того, реализуется проект строительства и реконструкции автомобильной дороги Р-22 "Каспий", связывающей гг.Москву, Тамбов, Волгоград и Астрахань.

Пиковая нагрузка на трассы Р-217 "Кавказ" - автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, Р-22 "Каспий" - автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань, Р-216 Астрахань - Элиста - Ставрополь, а также А-167 Кочубей - Нефтекумск - Зеленокумск - Минеральные Воды, по которым осуществляется доставка грузов в порты Каспийского бассейна, приходится на сезон сбора плодоовощной продукции, когда на этих дорогах появляется большое количество крупнотоннажных транспортных средств, двигающихся в режиме перегрузки. Это приводит к необратимой деформации дорожного полотна, которое требует проведения ремонтных работ по его замене. В настоящее время эти трассы модернизируются в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)". При этом рост перевалки контейнерных грузов через российские порты может увеличить нагрузку на систему автомобильных дорог и привести к необходимости их расширения.