Недействующий

Об утверждении Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года (с изменениями на 24 июня 2020 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р)

Наливные грузы


Почти все наливные грузы в Каспийском регионе составляет сырая нефть. Ее большая часть (2,8 млн. тонн, или 100 процентов, в 2016 году) переваливается через порт Махачкала, где для этих нужд имеется нефтехранилище, нефтяной терминал и нефтяной порт. При этом отгрузка нефти через порт Махачкала ежегодно сокращается. В 2012 году этот показатель составлял 5,27 млн. тонн, что в 2 раза больше, чем по итогам 2016 года.

Причиной сокращения является переориентация нефтяной логистики в Каспийском регионе на нефтепроводы.

В 2017 году порт Махачкала, около 87 процентов грузооборота которого составляет наливная нефть, может столкнуться с сокращением ее транспортировки практически до нуля, что связано с повышением требований к серности нефти, поставляемой в газопровод Баку - Тихорецк.

При этом потенциальной грузовой базой по наливным грузам для порта Махачкала в перспективе до 2025 года может служить "ранняя" нефть (нефть, для транспортировки которой еще не построены специальные нефтепроводы) с месторождения Центральное, запасы нефти которого оцениваются в 314 млн. тонн, а план разработки рассчитан на ближайшие 7-9 лет.

В качестве потенциального грузооборота может выступать поставка нефти и нефтепродуктов в Иран, который несмотря на то, что входит в десятку нефтяных экспортеров, заинтересован в своповых сделках с поставкой продукции на север Ирана и предоставлении аналогичных объемов в южных портах. Своповые сделки смогут обеспечить нефтеналивным терминалам системную загрузку.

Перспективы развития перевалки нефти через порт Махачкала зависят от реализации отраслевых государственных стратегий, а также программ развития нефтедобывающих компаний, осуществляющих разработки в Каспийском регионе.