Недействующий

Об утверждении Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года (с изменениями на 24 июня 2020 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р)

Сухие грузы


Два российских порта Каспийского региона (Астрахань и Оля) в основном осуществляют перевалку сухих грузов, большая часть которых направляется в Иран. При этом в иранской экономике активно реализуется программа по развитию металлургической промышленности, в результате которой импорт черных металлов резко сократился. Так, если в 2010 году через эти порты было отгружено 5 млн. тонн металлов, или 79 процентов всех сухих грузов, то в 2016 году этот показатель составил лишь 1107,9 тыс. тонн, или 18,4 процента грузооборота.

Перевалка сухих грузов могла бы упасть еще сильнее, если бы ее частично не компенсировал рост экспорта зерна, который за тот же период увеличился в 4 раза, с 307 до 1258,9 тыс. тонн. При этом тренд на замещение металла зерном будет продолжаться и дальше, поскольку Правительством Ирана поставлена стратегическая задача по переходу на экспорт металлопроката, и перевалка этих грузов через указанные порты будет сокращаться и дальше, а в перспективе может упасть до нуля.

В то же время потребности Ирана, а также граничащих с ним Ирака и Афганистана в зерне превышают существующее предложение на рынке зерна. Население этих стран быстро растет, среднее потребление зерна и его эквивалентов на душу населения значительно превышает общемировой показатель (более 150 килограммов на человека в год). Учитывая, что к 2030 году совокупное население этих 3 стран может вырасти с 150 до 186 млн. человек, собственное производство зерна этими странами ограничено (17 млн. тонн в год) из-за необходимости гарантированной ирригации. Дефицит зерна в этих странах будет неизбежно увеличиваться и к 2030 году может достигнуть 10 млн. тонн в год.

Учитывая, что совокупные возможности российских портов по экспорту зерновых составляют 1,5 млн. тонн в год, по мере их заполнения неизбежно встанет вопрос о вводе новых мощностей. В этой связи целесообразен запуск масштабной программы по перепрофилированию части мощностей, освободившихся после падения спроса на металлы, под нужды экспорта зерновых.

Также можно рассмотреть вариант включения в российско-иранские кредитные контракты пункта об обязательном использовании российского металла на финансируемых в соответствии с этими контрактами инфраструктурных стройках, в том числе в ходе строительства новых очередей атомной электростанции в г.Бушере.