Недействующий

Об утверждении Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года (с изменениями на 24 июня 2020 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р)

Республика Дагестан


Республика Дагестан является своеобразным мостом между субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Кавказского федерального округа, и Каспийским морем, а также между Европой и Азией. По ее территории проходит железнодорожная магистраль (транспортный коридор "Север - Юг"), которая является кратчайшей в сравнении с аналогичными магистралями, проходящими через Казахстан и Туркменистан. С Южным федеральным округом Республику Дагестан связывает автомобильная дорога Р-217 "Кавказ".

Республику Дагестан отличает относительно низкий уровень индустриализации. Вместе с тем в последние годы наблюдается рост промышленного сельскохозяйственного производства. Здесь в настоящее время развиты машиностроение (в том числе сельскохозяйственное машиностроение), пищевая промышленность, приборостроение и электроэнергетика.

Перспектива социально-экономического развития Республики Дагестан связана с развитием логистических и портовых мощностей, а также с производством перспективных для экспорта товаров.

Морской порт Махачкала связан с портами стран Каспийского бассейна и судоходным путем через г.Астрахань по р.Волге в направлении Север - Юг с выходом в Белое, Балтийское, Черное и Средиземное моря. Также функционирует международный аэропорт "Уйташ", нормативная пропускная способность почтово-грузового склада которого составляет 4392 тонны в год. Кроме того, на дагестанском побережье Каспийского моря имеются перспективные для развития современных портовых мощностей зоны.

Через Республику Дагестан проходит большая часть грузопотока Каспийского региона. Около 55 процентов грузов идет через порт Махачкала. При этом 87 процентов грузов, проходящих через порт, составляет сырая нефть. Остальные 13 процентов составляют зерно (10 процентов грузов) и тарно-штучные и лесные грузы (3 процента).

Объем запасов углеводородного сырья на территории Республики Дагестан и прилегающей части российского участка дна Каспийского моря оценивается по нефти и газоконденсату в 509 млн. тонн, а по природному газу - в 877 млрд. куб. метров. Освоение этих ресурсов позволит значительно увеличить объем переработки углеводородов и увеличить экспортный потенциал. При ожидаемом росте объемов нефтедобычи в Каспийском море возможности порта Махачкала позволяют формировать большие грузопотоки в рамках транснационального коридора "Север - Юг".

Кроме того, Республика Дагестан обладает значительным научно-техническим и образовательным потенциалом, используя который можно развивать приоритетные отрасли промышленности.

На территории Республики Дагестан действует ряд технопарков и индустриальных парков, специализирующихся на разработке и производстве электронных приборов, а также на создании композитных материалов.

При этом потенциал дагестанских производителей в значительной мере ограничен слабым доступом к рынкам сбыта, поэтому одной из главных задач его развития является создание новых и модернизация существующих транспортных путей.