Недействующий

Об утверждении Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года (с изменениями на 24 июня 2020 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р)

3. Современное состояние и проблемы развития российских морских портов


Настоящая Стратегия разработана для обеспечения устойчивого развития Каспийского региона и включает в себя инфраструктурные, юридические и экономические аспекты, реализация которых поможет превратить Каспийский регион в одну из значимых зон международной торговли и транзита, а также в экономически активную территорию Российской Федерации с опережающими темпами развития.

Настоящая Стратегия разработана с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, Морской доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 г., Программы действий по обеспечению стратегических интересов Российской Федерации в Каспийском регионе на 2016 - 2018 годы, утвержденной Президентом Российской Федерации, и Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", а также других законов, подзаконных актов и стратегических документов, обеспечивающих долгосрочное развитие территорий Российской Федерации.

Главной задачей настоящей Стратегии является интеграция российских портов в Каспийском регионе с главными транспортными узлами и коридорами международной торговли, образующими единый транспортный узел в Каспийском регионе. При этом имеется в виду приоритетное использование российской промышленной продукции. Поскольку Иран также имеет обширную наземную и морскую транспортную инфраструктуру, развитие торговли с этим государством будет способствовать выходу (продвижению) российских товаров (в том числе промышленной продукции) на рынок Ирана, а также Индии и стран Персидского залива.

В целях реализации настоящей Стратегии предполагаются модернизация и перепрофилирование портовых мощностей, строительство 2 новых (грузового и пассажирского) морских портов (терминалов) на территории Республики Дагестан, а также развитие дальних и ближних автомобильных и железнодорожных подходов к морским портам. Одновременно с созданием портовых мощностей представляется целесообразным создание на российских верфях современных судов и объектов морской техники.

Кроме того, планируется реализация мер стимулирования развития Каспийского региона, в том числе создание ряда промышленных кластеров в целях формирования грузопотоков под растущие потребности перспективных потребителей - Ирана, Индии, стран Персидского залива и Восточной Африки.

В рамках международного взаимодействия с указанными государствами реализация настоящей Стратегии к 2030 году позволит:

удовлетворить потребности внешней торговли;

расширить возможности внешней торговли для российских производителей, сформировав дополнительный транспортный коридор, соединяющий Россию с Индией;

реализовать мероприятия, направленные на противодействие негативным тенденциям, снижающим грузооборот в российских портах;

сформировать стимулы для развития производства композитных материалов для судостроения, нефтехимии, глубокой переработки зерна и обработки сельскохозяйственной продукции, судоремонта, вылова и переработки биологических ресурсов;

реализовать мероприятия, направленные на развитие круизного туризма в Каспийском море, обеспечивающие увеличение притока российских и иностранных туристов.

Стратегической целью настоящей Стратегии является укрепление экономического и геополитического присутствия Российской Федерации в Каспийском море, расширение и углубление экономических и культурных связей с государствами Прикаспийского региона, а также создание условий для дополнительного социально-экономического развития Каспийского региона путем увеличения грузопотоков международной торговли, проходящих через российские морские порты.

Направлениями настоящей Стратегии являются:

развитие транспортного узла Каспийского бассейна и включение его в систему международной торговли;

создание устойчивого транспортного и логистического коридора, связывающего Россию с Ираном, Индией и странами Персидского залива;

социально-экономическое развитие Каспийского региона;

развитие в Каспийском регионе бизнеса, ориентированного на экспорт через транспортный узел Каспийского бассейна;

снижение логистических издержек;

развитие гражданского судостроения и судоремонта в Каспийском регионе;

укрепление обороноспособности и безопасности южных границ Российской Федерации.

Задачами настоящей Стратегии являются:

регуляторные задачи:

повышение конкурентоспособности грузовых и пассажирских перевозок через российские порты путем упрощения административных процедур (в том числе ускорение прохождения таможенных процедур при перевозке грузов, оперативное согласование проектов по модернизации портовой инфраструктуры);

создание благоприятных условий для развития внутреннего и международного туризма в Каспийском регионе (в том числе упрощение визового режима) с приоритетным использованием судов, построенных на российских верфях;

задачи в сфере тарифов - формирование и администрирование единых конкурентоспособных тарифов перевозки через каспийский транспортный узел;

инвестиционные задачи - модернизация существующей и создание новой логистической и транспортной инфраструктуры для развития грузовых и пассажирских перевозок, в том числе портовой инфраструктуры, а также дальних и ближних автомобильных и железнодорожных подходов к морским портам;

операционная задача - внедрение системы планирования и управления проектами, раскрывающими экспортный потенциал Каспийского региона, в том числе промышленными (производственными) кластерами и логистическими кластерами, путем формирования необходимых законодательных и административных условий и институтов;

институциональная задача - создание стимулов для развития сельского хозяйства, промышленного производства и транспортной инфраструктуры, позволяющих достичь синергетического эффекта.