К данной категории товаров относятся:
(А) Приборы для определения положения корабля, такие как секстанты, октанты, азимуты и т.д.
(Б) Прочие специальные морские или речные навигационные приборы, например:
(1) Автопилоты (гиропилоты). Это сложные устройства, управляющие рулем корабля в соответствии с показаниями гирокомпаса.
(2) Аппараты для записи курса. Они дают точную запись курса (и любых изменений курса) во время рейса корабля.
(3) Инклинаторы; для измерения крена.
(4) Лаги. Они указывают скорость корабля путем измерения явного расстояния, пройденного за данное время. В настоящее время эти приборы всегда автоматические. Приборы одного типа работают с помощью винта или пропеллера (винт устанавливается в струе корабля и соединяется с лимбом на борту корабля). Приборы другого типа основаны на принципе перепада давления, так как давление изменяется в соответствии со скоростью струи (они обычно содержат трубку Пито); расстояние и скорость считываются на лимбе на борту корабля.
В данную товарную позицию включаются также лаги, содержащие счетчик, который регистрирует число разрывов электрической цепи (то есть число оборотов лага), показывая таким образом расстояние, пройденное кораблем.
(5) Лоты для измерения глубины воды (ручные лоты и глубоководные лоты, работающие от лебедки), которые определяют глубину воды и природу морского дна.
(6) Эхолоты. Звуковое эхо, отражаемое от дна, улавливается на борту судна очень чувствительным микрофоном и регистрируется гальванометром.
(7) Ультразвуковое глубиномерное или обнаруживающее оборудование, например, акустическое, звуковое или им подобное, используемое при определении рельефа морского дна, нахождения подводных лодок, затонувших кораблей, косяков рыб и т.п.
(В) Специальные аэронавигационные приборы, такие как:
(1) Альтиметры, или высотомеры. Представляют собой разновидность барометра, прокалиброванного в единицах измерения высоты, действие которого основано на уменьшении атмосферного давления с увеличением высоты.
(2) Индикаторы скорости воздушного потока. Их действие основано на измерении дифференциального давления воздушного потока, обтекающего летательный аппарат, и они показывают скорость летательного аппарата относительно окружающего его воздуха.
(3) Индикаторы скорости подъема или снижения. Эти приборы показывают вертикальную скорость подъема или снижения путем измерения перепада давления.