К данной категории относятся устройства для производства пара как водяного, так и из других материалов (например, пара ртути) для привода первичных двигателей (например, паровых турбин) или других машин, в которых используется сила пара (например, паровые молоты и насосы), или для подачи пара на устройства для отопления, приготовления пищи, стерилизации и пр., включая котлы паровые для центрального отопления.
Сюда входят отдельно представленные котлы (например, паровозные котлы), даже если они, очевидно, были специально сконструированы для образования неотъемлемой части конкретной машины, устройства или транспортного средства.
Паровые котлы могут нагреваться твердым, жидким или газообразным топливом или с использованием электроэнергии.
Желание получить от котлов, нагреваемых топливом, более эффективное нагревание или ускорение парообразования привело к созданию котлов различных конструкций. К основным типам относятся:
(1) Дымогарные котлы (например, котлы локомотивов), в которых пространство внутри котла пересечено трубками, по которым проходят топочные газы.
(2) Водотрубные котлы, в которых система водяных труб окружена топочными газами; внутренние стенки некоторых котлов также образованы водяными трубами.
(3) Комбинированные котлы, которые представляют собой в общем сочетание дымогарных и водотрубных котлов.
В некоторых котлах система трубок соединена коллектором с одним или несколькими цилиндрическими емкостями, который служит для хранения воды или отделения воды от пара. В других, известных как котлы с принудительной циркуляцией, иногда отсутствует испарительный барабан и циркуляция воды осуществляется с помощью насоса.
Котлы значительно различаются по размеру. Малые котлы обычно поставляются в собранном виде, при этом различные компоненты заключены в корпус или закреплены на общем основании. Более крупные котлы, как правило, содержат несколько раздельных элементов, которые собираются на месте установки либо внутри корпуса, либо внутри конструкции из кирпича.