Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 488

3.2.1. Сохранение и развитие исполнительских искусств в Санкт-Петербурге

Уникальность исполнительских искусств заключается в том, что в этой отрасли искусства процесс создания и/или исполнения произведения искусства (производство) практически неразделим с процессом восприятия (потребления). Не менее важна синтетическая природа исполнительских искусств, с течением времени присваивающих достижения всех других областей искусства, будь то живопись и инсталляции или современные перформативные тенденции. Художником в данном контексте выступает исполнитель - актер, музыкант, танцор, певец.

Исполнительские искусства - одна из немногих сфер живого человеческого общения, не опосредованного техническими средствами. Они обладают особой силой воздействия на зрителя, побуждая его к сочувствию, сопереживанию и сотворчеству, что особенно важно при работе с детской аудиторией.

Задача сохранения и развития исполнительских искусств требует как обеспечения возможности творческой самореализации художника, роста его профессионализма, так и создания условий для регулярного, осознанного и комфортного приобщения к театральному и музыкальному творчеству зрителя и слушателя.

Сфера исполнительских искусств Санкт-Петербурга представлена широким спектром театрально-концертных организаций всех форм собственности. Среди них федеральные учреждения, имеющие многолетнюю (иногда и многовековую) историю и мировую известность: государственный академический Мариинский театр, Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г.А.Товстоногова, старейший театр страны - Российский государственный академический театр драмы им.А.С.Пушкина (Александринский), Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д.Шостаковича и многие другие. Присутствие в Санкт-Петербурге большого числа прославленных творческих коллективов в организациях федерального подчинения придает особый характер внутриотраслевым взаимодействиям, например, размер оплаты труда в федеральных учреждениях зачастую несравнимо выше, чем в учреждениях культуры Санкт-Петербурга. Особенно ярко эта тенденция заметна в концертной сфере Санкт-Петербурга.

Концертная сфера Санкт-Петербурга в части, касающейся академической музыки, представлена не менее чем двадцатью организациями. Сегодня в Санкт-Петербурге действует не менее десяти симфонических оркестров - наиболее известные из них осуществляют свою деятельность в организациях федерального подчинения с собственными стационарными концертными залами. Из шести оркестров Санкт-Петербурга лишь оркестр Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга" не имеет проблем с репетиционными и сценическими площадками.

Особое место в сфере исполнительских искусств Санкт-Петербурга занимают организации для детей и подростков и мероприятия, рассчитанные на детскую и юношескую аудитории. В Санкт-Петербурге осуществляют деятельность двенадцать детских театров и одна концертная организация, подведомственные КК и администрациям районов Санкт-Петербурга. Учреждения культуры, ориентированные на взрослую аудиторию, в большинстве своем также имеют детский репертуар. С учетом того, что театрально-концертные организации являются для детей и подростков одним из действенных инструментов социализации личности, становления художественного вкуса и раскрытия творческого потенциала, развитие детского сегмента в сфере исполнительских искусств Санкт-Петербурга является одной из приоритетных задач развития сферы культуры Санкт-Петербурга в целом.

Среднесписочная численность работников концертных организаций, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в 2016 году составила 1,6 тыс. человек. Средняя заработная плата в городских концертных организациях составила в 2016 году 38,4 тыс.руб.

Среднесписочная численность работников театров Санкт-Петербурга в 2016 году составила 4,6 тыс. человек. Средняя заработная плата театральных работников за 2016 год составила 47,3 тыс.руб. - одна из самых высоких в учреждениях культуры Санкт-Петербурга.

Театрами Санкт-Петербурга ежегодно выпускается около ста новых и возобновленных постановок, их репертуар содержит около 700 названий. Ежегодно на сценах театров Санкт-Петербурга дается более 7,5 тыс. представлений, которые посещают более 2 млн. человек. Согласно статистическим данным театральные залы заполняются в среднем не менее чем на 70 процентов.

Большинство театров Санкт-Петербурга расположены в историческом центре Санкт-Петербурга в зданиях, зачастую приспособленных под театральные нужды и не соответствующих современным требованиям пожарной и общественной безопасности. Сегодня эта проблема активно решается как за счет капитального ремонта и переоборудования существующих зданий и помещений, так и путем строительства новых зданий. Например, сегодня самый посещаемый драматический театр Санкт-Петербурга - Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Санкт-Петербургский Молодежный театр на Фонтанке" осуществляет свою деятельность одновременно на старой и новой сценах в Измайловском саду. Отдельного внимания требуют вопросы модернизации государственных детских театрально-концертных организаций, оснащения их современным оборудованием, своевременного проведения работ по текущему и капитальному ремонту, обеспечения их доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Также из проблем необходимо отметить очевидную недостаточную обеспеченность ряда районов Санкт-Петербурга театрами и концертными залами. В Санкт-Петербурге большинство учреждений культуры сосредоточены в центральных районах Санкт-Петербурга, что, несомненно, усложняет доступ к их культурному продукту. Поездка в театр или концертный зал - это мероприятие, требующее не только покупки билета на само представление, но и транспортных и временных затрат. А для многих пожилых людей, людей с ограниченными возможностями здоровья, родителей с детьми такая поездка оказывается физически невозможной. Частично проблема решается за счет создания условий для появления объектов инфраструктуры сферы культуры нового типа: креативных пространств и многофункциональных комплексов различных форм собственности. В ряде районов Санкт-Петербурга функции культурных центров принимают на себя частные пространства (например, "Скороход", "Плоды Просвещения", "АЛЕКО", "Театр за Черной Речкой" и др.), также на базе существующих организаций культуры возникают фактически многофункциональные комплексы, например, в ряде библиотек и кинотеатров осуществляется показ спектаклей, проходят камерные концерты.

Существенную роль в развитии исполнительских искусств также играет негосударственный сектор. Его отличает способность быстрее и активнее откликаться на запросы общества, на актуальные потребности художественного и культурного развития. Сейчас в негосударственном секторе создается значительная часть нового художественного продукта. Экспериментальные постановки негосударственных театров "малой формы", безусловно, являются основой для развития современного театрального искусства в Санкт-Петербурге.

В совокупности негосударственные театры составляют значительную часть театральной культуры Санкт-Петербурга со своими знаковыми коллективами, такими как учреждение культуры "Санкт-Петербургский театр "Русская антреприза" имени Андрея Миронова", автономная некоммерческая организация "Театральное товарищество "Комик-трест", региональная общественная организация "Открытый Общественный Театр "Родом из блокады", автономная некоммерческая организация "Такой Театр", автономная некоммерческая организация "Санкт-Петербургский театр "КУКОЛЬНЫЙ ФОРМАТ (КУКФО)", автономная некоммерческая организация "Театр "Визит", Фонд развития культуры и искусства "ОСОБНЯК", автономная некоммерческая организация "Санкт-Петербургский театр "За Черной Речкой", некоммерческое партнерство "Театральная компания "Открытое Пространство" и многие другие. На счету у вышеназванных театров различные награды, в том числе "Золотой Софит" и "Золотая Маска". При этом следует отметить, что современные направления в театральной режиссуре зарождаются именно на сценах и площадках негосударственных театров и только потом получают свое развитие на академических сценах государственных театров. Также именно на сценах негосударственных театров возможна реализация актерских инициатив, компенсирующая естественную неравномерность занятости штатных артистов негосударственных театров. А экспериментальные постановки негосударственных театров "малой формы" - залог развития современного театрального искусства в Санкт-Петербурге.

Исполнительское искусство в Санкт-Петербурге должно обеспечить не только сохранение достижений отечественной сцены прежних лет, но и дать новые импульсы развитию театра и как вида искусства, и как социального института, отвечающего духовным запросам горожан и гостей Санкт-Петербурга, а также воспитывающего новые поколения зрителей.