Действующий

Об утверждении государственной программы "Наследие Вологодчины" (с изменениями на 13 июня 2024 года)



I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


На территории Вологодской области расположено 2119 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации федерального и регионального значения (далее - объекты культурного наследия) и выявленных объектов культурного наследия, главным образом это объекты археологического наследия (1375). По состоянию на 1 января 2017 года в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) включено 762 объекта культурного наследия, из них федеральная категория историко-культурного наследия присвоена 214 объектам, региональная категория - 548 объектам.


10 населенных пунктов Вологодчины: города Вологда, Кириллов, Вытегра, Грязовец, Никольск, Устюжна, Череповец, Кадников, села Верховажье и Ферапонтово являются историческими поселениями регионального значения, города Белозерск, Великий Устюг и Тотьма - историческими поселениями федерального значения. Для всех исторических поселений в настоящее время отсутствуют утвержденные границы территории, предметы охраны и требования к градостроительным регламентам в границах территории, что не позволяет выполнять нормы федеральных законодательных актов в части необходимости согласования архитектурного решения нового строительства на его соответствие предмету охраны исторического поселения. В 2016 - 2017 годах разработаны проекты указанной документации для двух исторических поселений регионального значения (города Вологда и Череповец), в процессе доработки находится документация по историческому поселению федерального значения г. Белозерск. Требуется продолжение данной работы по всем историческим поселениям.


В ряде крупных населенных пунктов (города Вытегра, Грязовец, Кадников, Кириллов, село Устье) отсутствуют утвержденные проекты зон охраны объектов культурного наследия. Действующие в связи с этим на территории данных муниципальных образований защитные зоны, установленные в соответствии с требованиями федерального закона, ведут к значительному ограничению хозяйственной деятельности, запрещая любое новое строительство (включая индивидуальное жилищное строительство). Разработка проектов зон охраны является необходимым условием для развития территорий указанных населенных пунктов.


Несмотря на многолетнюю деятельность, направленную на сохранение памятников, на сегодняшний день техническое состояние значительной части объектов культурного наследия продолжает представлять угрозу полной либо частичной утраты предмета охраны и требует принятия серьезных мер по их сохранению. Наиболее подвержены риску утраты памятники деревянного зодчества и объекты культурного наследия, являющиеся многоквартирными жилыми домами, особенно расположенные в малых городах и сельской местности.


Ремонтно-реставрационные работы в области ежегодно ведутся более чем на 30 объектах культурного наследия с привлечением всех источников финансирования. Однако в настоящее время свыше 80 памятников истории и архитектуры федерального и регионального значения нуждаются в проведении срочных ремонтно-реставрационных работ. В этой связи особо остро встает вопрос необходимости привлечения внебюджетных средств для проведения работ по сохранению, в том числе на основе коммерциализации, объектов культурного наследия и других объектов, входящих в предмет охраны исторических поселений. Требует решения проблема пустующих объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности. Эффективное использование объектов культурного наследия, позволяющее в процессе эксплуатации вывести их из неудовлетворительного состояния, - главный залог его сохранения.


Также сохраняется риск утраты объектов культурного наследия - памятников археологии (включенных в Реестр и выявленных), в соответствии с законодательством имеющих статус федерального значения. Причиной этого, в первую очередь, являются неконтролируемые землеотводы, строительные и сельскохозяйственные работы. До сих пор в данном направлении удавалось только фиксировать проблемы при отсутствии действенных механизмов для пресечения нарушений законодательства. Расширение мероприятий по сохранению и изучению памятников археологии является одной из важнейших задач органов государственной власти, наделенных полномочиями по их сохранению, где в качестве приоритета определяются проведение инвентаризации ранее выявленных объектов археологического наследия, подготовка документов для их регистрации в Реестре и постановки на кадастровый учет границ территорий объектов культурного наследия.


Сохранение культурного наследия не представляется возможным без формирования у населения ответственного отношения к памятникам архитектуры и истории. В связи с этим особое значение приобретают вопросы популяризации объектов культурного наследия, расширения права доступа граждан к информации об объектах и предмету их охраны, а также популяризации труда профессионалов, занятых в сфере их сохранения.


В целях нивелирования вышеуказанных вызовов на территории Вологодской области предстоит организовать работу в следующих направлениях:


изменить мнение инвесторов о бесперспективности капиталовложений в объекты культурного наследия, в развитие исторических поселений;


изменить имеющуюся ситуацию неудовлетворительного состояния объектов культурного наследия, на базе которых осуществляется исполнение государственных функций, а также объектов, отнесенных к жилому фонду;


устранить антропогенные угрозы объектам культурного наследия, в том числе памятникам археологии и достопримечательным местам;


изменить отношение к объектам культурного наследия собственников и населения посредством популяризации памятников истории и культуры;


повысить эффективность государственной охраны объектов культурного наследия.


(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 08.08.2022 N 1019)