Действующий

Об утверждении государственной программы "Наследие Вологодчины" (с изменениями на 13 июня 2024 года)



I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1, текущая ситуация, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития


Историко-культурное наследие Вологодской области представляет собой неповторимые духовные и материальные ценности, созданные в прошлом и являющиеся частью общероссийского культурного наследия. Несмотря на многолетнюю деятельность, направленную на сохранение памятников, на сегодняшний день техническое состояние большинства из них продолжает представлять угрозу полной либо частичной утраты предмета охраны и требует принятия серьезных мер по сохранению. Наиболее подвержены риску утраты памятники деревянного зодчества, особенно расположенные в малых городах и сельской местности.


В качестве одной из проблем следует выделить наличие значительного количества пустующих объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, большая часть которых имеет неудовлетворительное либо аварийное состояние. Включение пустующих объектов культурного наследия в план приватизации либо их передача иным пользователям с целью дальнейшего использования и сохранения за счет внебюджетных средств являются гарантией их сохранения в интересах настоящего и будущего поколений.


Второй наиболее важной проблемой является сохранение исторического облика городов и населенных пунктов Вологодчины, время возникновения большинства из которых совпадает с начальным период формирования российского государства. На сегодняшний день 13 населенных пунктов Вологодчины являются историческими поселениями, из них три имеют статус исторического поселения федерального значения.


Сохранение облика исторических поселений в первую очередь связано с разработкой и утверждением в соответствии с требованиями статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 73-ФЗ) границ территории, предмета охраны и требований к градостроительным регламентам в границах установленной территории. В 2016 году разработаны проекты указанной документации для двух исторических поселений регионального значения (г. Вологда и г. Череповец), в процессе доработки находится документация по историческому поселению федерального значения г. Белозерск, разрабатываемая за счет средств федерального бюджета. Требуется продолжение такой работы по всем историческим поселениям.


Необходимость указанной работы связана также с вступившими в действие с 1 января 2017 года законодательными нормами, наделившими региональные органы охраны объектов культурного наследия полномочием по согласованию архитектурных решений любого нового строительства, включая индивидуальное жилищное строительство, в границах исторических поселений на соответствие их предмету охраны. Данные изменения федерального законодательства накладывают ряд ограничений на хозяйственную деятельность, в первую очередь, связанную с развитием ранее застроенных территорий. Утверждение проектов границ территории, предмета охраны и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения для каждого населенного пункта, включенного в перечень исторических поселений, позволит совместить выполнение требований законодательства об охране объектов культурного наследия с решением задачи по созданию условий для обеспечения разнообразия городской среды, развития исторических центров городов, коммерциализации объектов, составляющих предмет охраны исторических поселений.


С этой же целью необходимо проведение мероприятий, направленных на упрощение ведения хозяйственной деятельности в границах зон, имеющих обременения, в частности, организации разработки типовых фасадов и типовых конструктивных решений, возможных к применению на территории исторических поселений, и комплексного археологического обследования территорий населенных пунктов с целью установления зон с отсутствием обременений по проведению археологических работ.


В целях увеличения доли объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности и переданных в иное владение или в частной собственности и содержащихся в удовлетворительном состоянии, необходимы создание условий для инвестиционной привлекательности таких объектов, привлечение общественного внимания к собственникам, эффективно пользующимся объектами культурного наследия, в частности, организация разработки инвестиционных паспортов и проектов по сохранению объектов культурного наследия с их приспособлением к современному использованию, проведение конкурсов на выявление лучших практик.


В рамках настоящей подпрограммы под эффективным использованием объектов историко-культурного наследия понимается фактическое использование таких объектов, в ходе которого их состояние не ухудшается.


С целью более активной коммерциализации объектов, вошедших в состав предмета охраны исторических поселений, необходима организация поддержки собственников либо иных пользователей со стороны государства. Такая поддержка может осуществляться, например, путем создания базы данных историко-архивных материалов по историческим поселениям, расположенным на территории области, и разработки проектов регенерации исторической среды. Наличие такой базы данных и проектов регенерации позволит собственникам зданий, входящих в предмет охраны исторического поселения, сэкономить свои ресурсы при подготовке проектной документации, связанной с реконструкцией указанных зданий в соответствии с требованиями по сохранению среды исторического поселения.


Мероприятия подпрограммы 1 будут способствовать эффективному использованию историко-культурного наследия посредством планомерного проведения государственной политики, направленной на поддержку собственников и пользователей объектов культурного наследия и исторически ценных градоформирующих объектов, входящих в предмет охраны исторических поселений.