Статус документа
Статус документа


ГОСТ 33461-2015

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВА АВИАЦИОННЫЕ И ДИСТИЛЛЯТНЫЕ

Методы определения электрической проводимости

Aviation and distillate fuels. Test methods for electrical conductivity



МКС 75.160.20

Дата введения 2021-01-01

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственном стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-производственным республиканским унитарным предприятием "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации" (БелГИСС)

2 ВНЕСЕН Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 августа 2015 г. N 79-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Институт стандартизации Молдовы

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2020 г. N 1090-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33461-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2021 г.

5 Настоящий стандарт идентичен стандарту ASTM D2624-09* "Стандартные методы определения электропроводности авиационных и дистиллятных топлив" ("Standard Test Methods for Electrical Conductivity of Aviation and Distillate Fuels", IDT).     

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных


Стандарт разработан Техническим комитетом по стандартизации ASTM D02 "Нефтепродукты и смазочные материалы", ответственность за него несет Подкомитет D02.J0.04 "Присадки и электрические характеристики".

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта ASTM для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных стандартов ASTM соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает методы определения удельной электрической проводимости авиационных и дистиллятных топлив, содержащих и не содержащих антистатическую присадку. В результате применения данных методов определяют проводимость незаряженного, т.е. электрически нейтрального, топлива (так называемую нейтральную удельную электрическую проводимость).

1.2 Существуют два метода определения удельной электрической проводимости топлива. Данные методы предусматривают:

1) использование переносных измерительных приборов для проведения испытаний топлива непосредственно в емкостях или для проведения испытаний проб топлива в полевых или лабораторных условиях;

2) использование встроенных измерительных приборов для непрерывного измерения удельной электрической проводимости топлива в системе его подачи. При применении переносных приборов перед проведением измерения необходимо принимать меры, обеспечивающие снятие остаточных электрических зарядов и предотвращение загрязнения топлива.

1.3 Значения, выраженные в единицах СИ, следует считать стандартными. Настоящий стандарт не содержит значений, выраженных в других единицах измерения.

1.4 Настоящий стандарт не рассматривает всех проблем безопасности, связанных с его применением, если они существуют. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за обеспечение техники безопасности, охрану здоровья человека и определение границ применимости стандарта до начала его применения. Особые меры предосторожности приведены в 7.1, 7.1.1 и 11.2.1.

     2 Нормативные ссылки

2.1 Стандарты ASTM:

_______________

Информацию о ссылочных стандартах можно найти на веб-сайте ASTM www.astm.org или получить в службе работы с потребителями по адресу service@astm.org. Информацию о Ежегоднике стандартов ASTM можно найти на странице Document Summary на веб-сайте.


ASTM D4306-12a Practice for Aviation Fuel Sample Containers for Tests Affected by Trace Contamination (Руководство по контейнерам для проб авиационных топлив, используемым при проведении испытаний, на которые влияет присутствие микропримесей)

ASTM D4308-10 Test Method for Electrical Conductivity of Liquid Hydrocarbons by Precision Meter (Стандартный метод определения электрической проводимости углеводородных жидкостей с использованием прецизионного измерительного прибора)

     3 Термины и определения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 пикосименс на метр (picosiemens per metre): Единица измерения удельной электрической проводимости, также называемая единицей проводимости (cu). Сименс в международной системе единиц измерения (СИ) является величиной, обратной ому, иногда называемой мо.

1 пСм/м = 110 Ом м = 1 cu = 1 пмо/м.                             (1)

3.1.2 нейтральная удельная электрическая проводимость: Величина, обратная удельному сопротивлению незаряженного топлива при отсутствии обеднения ионами или поляризации.

3.1.2.1 Нейтральной удельной электрической проводимостью является величина электрической проводимости в начальный момент измерения тока после прикладывания между электродами постоянного напряжения или величина среднего тока при прикладывании переменного напряжения.

     4 Сущность методов

4.1 Между двумя электродами, погруженными в топливо, прикладывают напряжение и значение возникающего при этом тока принимают за величину удельной электрической проводимости. При применении переносных измерительных приборов измерение тока производится сразу же после приложения напряжения для предотвращения возникновения ошибок, связанных с обеднением ионами. Обеднение ионами или поляризация устраняются в системах динамического контроля путем постоянной смены пробы в измерительной ячейке или посредством использования переменного напряжения. При правильном выборе размеров электродов и приборов, измеряющих ток, метод настоящего стандарта может применяться для измерения удельной электрической проводимости величиной от 1 пСм/м и более. Имеющееся в продаже оборудование, указанное в методах настоящего стандарта, обеспечивает измерение удельной электрической проводимости в диапазоне значений до 2000 пСм/м с высокой прецизионностью (см. раздел 12), хотя некоторые измерительные приборы позволяют считывать показания только до 500 пСм/м или 1000 пСм/м.

4.1.1 Прибор Emcee модели 1152 и прибор D-2 модели JF-1F-HH обеспечивают проведение измерений в расширенном диапазоне значений, однако прецизионность метода при проведении измерений с использованием соответствующих приборов в расширенном диапазоне значений не определена. При необходимости измерений значений удельной электрической проводимости ниже 1 пСм/м, например в случае топлив, очищенных глиной, или очищенных углеводородных растворителей, следует применять метод, установленный в ASTM D4308.

     5 Значение и применение методов

5.1 Способность топлива рассеивать электрический заряд, образующийся при операциях перекачивания и фильтрования, определяется его электрической проводимостью, которая зависит от содержания ионов. Если значение удельной электрической проводимости достаточно высоко, скорость рассеивания электрического заряда является достаточной для предотвращения его накопления, что позволяет избежать образования в приемном резервуаре высоких потенциалов, представляющих опасность.

     Метод с применением переносного измерительного прибора

     6 Оборудование

6.1 Кондуктометрическая ячейка и приборы для измерения тока

Поскольку электрическая проводимость углеводородов чрезвычайно мала по сравнению с проводимостью водных растворов, для проведения измерений требуется специальное оборудование, обладающее практически мгновенным откликом к приложенному напряжению.

_______________

Следующее оборудование, указанное в исследовательских отчетах RR:D02-1161, RR:D02-1476, RR:D02-1575, RR:D02-1680, использовалось при определении показателей прецизионности: приборы моделей 1150, 1151, 1152 и 1153 производства компании Emcee Electronics, Inc., 520 Cypress Ave, Venice Ave, 34285; приборы Maihak Conductivity Indicator и MLA 900 производства компании MBA Instruments GmbH, Friedrich-List-Str 5, D-25451 Quickborn; прибор модели JF-1A-HH производства компании D-2 Incorporated, 19 Commerce Park Road, Pocasset, MA 0259. Указанные сведения не означают, что данное оборудование признано или сертифицировано Американским обществом по испытаниям и материалам (ASTM International). При наличии информации об альтернативных поставщиках оборудования она может быть направлена в штаб-квартиру ASTM International. Данная информация будет внимательно рассмотрена на заседании ответственного технического комитета, на котором сможет присутствовать лицо, предоставившее информацию.

Прибор Maihak Conductivity Indicator старого типа (приложение А1) и прибор модели 1151 производства Emcee сняты с производства.

6.2 Термометр с соответствующим диапазоном, обеспечивающим измерение температуры топлива в полевых условиях. Термометр должен быть оснащен держателем, обеспечивающим определение температуры топлива непосредственно в резервуарах, железнодорожных цистернах и автоцистернах.

Примечание 1 - В приборе Emcee модели 1153 и приборе D-2 модели JF-1A-HH предусмотрено измерение и хранение значений температуры пробы в течение испытательного цикла.

6.3 Сосуд для проведения измерений

Используют любой подходящий сосуд, способный вместить достаточное количество топлива для погружения в него электродов кондуктометрической ячейки.

     7 Реактивы и материалы

7.1 Очищающие растворители

Применяют изопропиловый спирт (Предупреждение - Легковоспламеняющаяся жидкость.) при предположительном наличии воды с последующим промыванием толуолом (Предупреждение - Легковоспламеняющаяся жидкость. Вдыхание паров вредно.) с аналитической степенью чистоты.

7.1.1 Смесь, состоящая из 50% (по объему) изопропилового спирта с аналитической степенью чистоты и 50% (по объему) гептана (Предупреждение - Легковоспламеняющаяся жидкость. Вдыхание паров вредно.) с аналитической степенью чистоты, может применяться взамен толуола.

     8 Отбор проб

8.1 Для исключения изменения пробы во время ее перемещения измерение удельной электрической проводимости топлива следует проводить в месте его нахождения или в месте отбора пробы. При необходимости отбора пробы для последующих анализов принимают меры предосторожности, указанные ниже.

8.1.1 Если в ячейке находится вода, то при включении прибора будет наблюдаться зашкаливание его показаний. Если в ячейке ранее находилась вода, то ее необходимо тщательно промыть очищающим растворителем (предпочтительно изопропиловым спиртом) и высушить в потоке воздуха.

В нагретой влажной среде в ячейке может происходить образование конденсата, что может привести к завышенным показаниям при установке нуля, проведении калибровки и испытания пробы. Образование конденсата можно избежать в случае хранения ячейки при температуре, превышающей максимальную температуру окружающей среды (если это практически выполнимо) на 2°С-5°С.

8.2 Объем пробы должен быть настолько большим, насколько это необходимо (см. 6.3).

8.3 На удельную электрическую проводимость топлив, содержащих антистатические присадки, оказывают влияние солнечный свет и другие источники яркого света. У проб, содержащихся в сосудах из прозрачного стекла, может происходить значительная потеря электрической проводимости при воздействии солнечного света в течение 5 мин. Дополнительная информация приведена в ASTM D4306.

Примечание 2 - Установлено, что результаты, полученные при применении данного метода испытания, чувствительны к следовым загрязнениям от используемых контейнеров для проб. Рекомендуемые контейнеры для отбора проб указаны в ASTM D4306.

8.4 Все контейнеры, включая укупорочные средства, перед отбором проб следует ополоснуть не менее трех раз испытуемым топливом. Использованные контейнеры следует тщательно промыть очищающим растворителем (при необходимости) в соответствии ASTM D4306 (подраздел 6.6) и высушить на воздухе.

8.5 Измерения удельной электрической проводимости следует проводить как можно быстрее после отбора проб и предпочтительно в течение 24 ч.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs