До начала проектирования систем вентиляции автодорожных тоннелей должны быть получены от технического заказчика или собраны следующие данные.
9.1 Район размещения тоннеля: город или за городом.
9.2 Геометрические характеристики тоннеля:
- длина тоннеля;
- сечение (периметр);
- профиль трассы тоннеля, определяющий уклоны различных участков;
- тип обделки, определяющий шероховатость поверхности и аэродинамические коэффициенты трения;
- количество уширений (сужений) сечения по трассе тоннеля. При установке в тоннеле подшивного потолка его общая протяженность и сечение.
9.3 Аэродинамические характеристики тоннеля:
- аэродинамический коэффициент трения в зависимости от шероховатости поверхности обделки тоннеля, принимая среднее значение 0,024, изменяется в интервале 0,015-0,06. Меньшее значение относится к сплошной обделке с гладкой поверхностью, большее - к поверхности с грубой шероховатостью, например, тюбинговой крепи;
- коэффициент местного сопротивления портала с исходящей вентиляционной струей принимается равным 1. Коэффициент местного сопротивления портала с входящей вентиляционной струей зависит от формы портала. Для портала с раструбом величина составляет 0,1. Для обычной формы сечения портала 0,5;
- коэффициент обтекания портала при воздействии ветровой нагрузки принимается равным 0,7;
- коэффициенты местных сопротивлений расширений и сужений рассчитывают в зависимости от соотношения сечений в "узких" и "широких" местах по трассе тоннеля.
9.4 Характеристика транспортного потока:
- число полос движения;
- направление движения транспортных средств по полосам движения (однонаправленное или двунаправленное);
- установленная скорость движения по каждой полосе;
- средние интенсивности транспортного потока в условных легковых (приведенных) автомобилях для часа пик при установленной скорости движения и скорости при замедленном движении . В зависимости от района размещения тоннеля (городской или за чертой города) и направлений движения транспортных средств (однонаправленном или двунаправленном) значения соотношений между интенсивностями замедленного движения и движения с установленной скоростью приведены в таблице 9.1.
Примечание - В режиме "пробка" количество условных легковых (приведенных) автомобилей за 1 ч для городских и загородных тоннелей соответственно составляет 165 условных легковых автомобилей и 150 условных легковых автомобилей в 1 ч на 1 км полосы движения;
Таблица 9.1 - Соотношение между интенсивностями замедленного движения и движения с установленной скоростью
Вид тоннеля | Городские тоннели | Тоннели за городом | ||
Однонаправленное движение | Двунаправленное движение | Однонаправленное движение | Двунаправленное движение | |
Соотношение | 0,5 | 0,57 | 0,39-0,47 | 0,43 |
- структура транспортного потока (интенсивность движения транспортных средств различного типа):
легковой автомобиль (с бензиновыми , электрическим , дизельным двигателями);
легкий грузовой транспорт (с бензиновым , электрическим , дизельным двигателями) массой до 3,5 т;
тяжелый грузовой транспорт (с дизельным двигателем) :
- массой до 15 т - (грузовые автомобили и автобусы с электрическим двигателем );