Методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей
Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод. Формирование высокого уровня правовой культуры, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности - основные направления деятельности образовательных организаций по формированию основ гражданственности и правовой культуры. Достижение указанных целей возможно лишь при грамотной организации, в первую очередь в образовательных организациях, работы по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей.
Данные методические рекомендации разработаны в рамках выполнения Плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р совместно с Общероссийской общественной организацией "Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей".
Рекомендации направлены на оказание информационной и методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, муниципальным органам управления образованием, руководителям образовательных организаций в организации работы по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников.
Основными направлениями деятельности образовательных организаций в рамках повышения правовой грамотности должны являться:
- разработка программ, методических пособий, включающих правовую тематику;
- обучение обучающихся основам правовой культуры с целью повышения гражданской активности и формирования навыков ориентироваться в различных жизненных ситуациях, в том числе, соблюдая социальные обязанности и отстаивая собственные права;
- реализация программ повышения правовой грамотности для родителей с целью формирования основ правовой культуры в семье;
- повышение уровня правовой грамотности педагогов.
В соответствии с этим, всю работу в образовательных организациях по повышению правовой грамотности целесообразно разделить на три целевые группы, с учетом их особенностей, различных ролей и соответственно требуемых различных подходов при организации мероприятий:
1. Дети, обучающиеся в образовательных организациях.
2. Родители (законные представители).
3. Педагоги, участвующие в воспитании детей.
Рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей.
Цели проведения мероприятий по повышению правовой грамотности:
- формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений;
- профилактические работы со школьниками всех возрастов;
- формирование правовая культура каждого обучающегося.
Задачи:
- формирование терминологического аппарата;
- закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам;
- формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства -необходимая часть жизни в обществе;
- прививание главных принципов правовой системы и разъяснение их значения для каждого гражданина;
- формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства;
- социализация личности школьника.
Мероприятия по правовому воспитанию учащихся должны проводиться не только чтобы дать детям знания, но и научить их реализовывать свои права и обязанности в обществе, быть активным гражданином.