Действующий

Об утверждении Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 года и комплекса мер по формированию современной отрасли спортивной индустрии на 2019-2020 годы

VI. Перспективы развития отрасли в рамках реализации Стратегии


Текущий уровень технологического и социально-экономического состояния спортивной индустрии в Российской Федерации свидетельствует о сложном положении отрасли, что характеризуется отсутствием эффективных предприятий, низким технологическим уровнем продукции, недостатком высококвалифицированных кадровых ресурсов, что подтверждается рыночными показателями. Несмотря на положительную динамику выпуска в натуральном выражении спортивной продукции, в целом уровень импортозависимости является критическим по большинству позиций. Отсутствие и недостаток компетенций в производстве комплектующих существенно ограничивают развитие отрасли. В данных условиях приоритетной целью государства в сфере спортивной индустрии до 2035 года являются "наращивание" компетенций и обеспечение расширения номенклатуры производимой продукции различной для всех типов потребителей.

В структуре отрасли будут прогнозироваться изменения, связанные с увеличением процентной доли экспортируемой продукции (по состоянию на 2017 год - 3,2 процента, прогнозируемая величина к 2035 году - 15 процентов), а также с увеличением процентной доли продукции для спорта высших достижений (с 5,9 процента в 2017 году до 10-11 процентов к 2035 году).

В рамках изменения структуры по размерам предприятий к 2035 году предполагается рост крупных предприятий спортивной индустрии с достижением величины в 6 процентов общего количества организаций, увеличение доли средних предприятий до 35 процентов, сохранение доли малых предприятий не более 30 процентов и уменьшение доли микропредприятий до 29 процентов.

В среднесрочной перспективе спортивная индустрия в Российской Федерации должна ориентироваться на следующие приоритеты:

увеличение доли российских компаний на внутреннем рынке;

наращивание производственного потенциала предприятий, выпускающих продукцию спортивного назначения на территории Российской Федерации;

устойчивое финансовое обеспечение производственных расходов и программ повышения эффективности предприятий, выпускающих продукцию спортивного назначения;

мониторинг финансовой деятельности предприятий, выпускающих продукцию спортивного назначения;

повышение производственно-технического потенциала и техническое перевооружение предприятий, выпускающих продукцию спортивного назначения на территории Российской Федерации;

внедрение новых технологий с учетом достижений научно-технического прогресса, создание благоприятных условий для их внедрения.

Перспективы развития спортивной индустрии зависят от следующих факторов:

формирование типовых подходов при реализации государственных закупок спортивного инвентаря и оборудования;

создание условий для производства оборудования, комплектующих изделий, материалов для производства спортивной продукции на предприятиях военно-промышленного комплекса в целях исключения их закупки за границей;

расширение рынка сбыта для продукции спортивного назначения за счет реализуемых государственных и муниципальных программ, а также за счет дальнейшего расширения категорий потребителей;

повышение инновационной активности российских предприятий спортивной индустрии за счет создания центров (программ) промышленного дизайна, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Эти центры могут быть созданы при крупных разработчиках спортивной продукции и в рамках технологической платформы и кластера в спортивной индустрии;

стимулирование вывода на рынок инновационной продукции российских производителей (разработчиков) спортивной индустрии за счет развития патентно-лицензионной деятельности российских производителей и защиты интеллектуальной собственности российских правообладателей;

развитие производства отдельных групп спортивной продукции в рамках промышленных технологических платформ;

оптимизация производства спортивной продукции, включая обеспечение компонентной базой и материалами, унификацию, стандартизацию, обеспечение контроля качества и надежности, совершенствование логистической поддержки.

В целях развития спортивной индустрии требуется по возможности проведение разработок единых базовых технологических платформ. Единая базовая технологическая платформа может представлять собой системное решение для определенного типа (вида) изделий, относящихся к продукции спортивной направленности, а также для их элементов, созданных по единому конструкторскому замыслу с использованием модульного принципа и открытой архитектуры. В рамках единой базовой технологической платформы обеспечивается высокий уровень стандартизации и унификации компонентов, используемых материалов, программного обеспечения и метрической базы, а также долгосрочный модернизационный потенциал. Основой развития промышленных платформ станут действующие нормативные правовые документы по видам спортивного инвентаря и оборудования, а также целевого оснащения, принятые Министерством спорта Российской Федерации, а также Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, с включением в них отдельных видов предлагаемых категорий спортивной продукции, предназначенной для спортивных состязаний, учитывая интересы государственно-частного партнерства. Будет предусмотрена возможность внесения изменений в акты Министерства спорта Российской Федерации в части расширения перечня спортивного оборудования и инвентаря, подлежащего импортозамещению не только в краткосрочном периоде, но и в среднесрочном и долгосрочных периодах.

Перспективной моделью развития отрасли может стать скоординированное формирование двух типов предприятий, включающих:

небольшую группу крупных предприятий, имеющих эффективные научно-исследовательские подразделения, основной задачей которых станет выпуск высокосерийной продукции в виде комплектующих, материалов и программного обеспечения, а также готовой спортивной продукции;

большую группу малых и средних предприятий спортивной индустрии, производящих из комплектующих и материалов индивидуальные изделия и обеспечивающих подбор и индивидуальную настройку готового спортивного оборудования, предоставляющих услуги по его сервису.

Конкуренция среди предприятий спортивной индустрии будет обеспечиваться за счет следующих мер:

формирование базиса отрасли (развитие науки, институтов, кадров);

формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах спортивной индустрии;

стимулирование инноваций через поддержку точек роста рынка спортивных товаров;

упрощение деятельности предпринимателей сегмента "бизнес для потребителя" за счет развития высокосерийных производств комплектующих и материалов для изготовления спортивных товаров;

формирование типовых решений при установке уличного спортивного оборудования для массовых занятий спортом;