Действующий

Об утверждении Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 года и комплекса мер по формированию современной отрасли спортивной индустрии на 2019-2020 годы

IV. Анализ спортивной индустрии в Российской Федерации и мире


Мировой рынок спортивной индустрии, по данным международных статистических источников, достиг в 2017 году 90,9 млрд.долларов США. Ожидается, что мировой рынок спортивной индустрии к 2024 году достигнет 144 млрд.долларов США. При этом 80 млрд.долларов США будет приходиться на сегмент спортивного оборудования. Главной тенденцией роста рынка спортивной индустрии остается увеличение количества населения, которое регулярно занимается физической культурой и спортом. Региональное развитие отдельных видов спорта также остается одной из основных тенденций для индустрии спорта. Здесь на первый план выходит, как правило, исторически сложившаяся в разных странах популярность того или иного вида спорта. Еще одной существенной тенденцией является сближение спортивной индустрии и индустрии развлечений, так как оба сектора стремятся отвечать на вызовы новых цифровых технологий, изменяющих и формирующих способы проведения досуга.

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал предприятий - производителей продукции спортивной индустрии (к предыдущему году) (далее - индекс физического объема инвестиций) показывает, что сфера отечественной спортивной индустрии вызывает высокий инвестиционный интерес (в 2017 году индекс физического объема инвестиций вырос на 3,4 процента по отношению к 2016 году). Основными причинами инвестиционной привлекательности являются быстро растущее внутреннее потребление продукции и экспортная ориентированность отрасли. Спортивная отрасль классифицируется в настоящее время как быстрорастущая (перспективная) отрасль в рамках основной классификации факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность.

В последние годы число граждан Российской Федерации, которые активно занимаются спортом, выросло с 13 процентов в 2006 году до 36,8 процента в 2017 году (из них в возрасте от 3 до 18 лет - 86 процентов, от 19 до 29 лет - 63,6 процента, от 30 до 54 лет - 21,6 процента, от 55 до 79 лет - 5,8 процента, от 80 лет и старше - 1 процент). К 2024 году необходимо обеспечить увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, что в том числе является стимулом для роста спортивной индустрии.

Основные затраты на приобретение спортивного инвентаря и оборудования приходятся на возрастные группы от 19 до 29 лет и от 30 до 54 лет.

Наметился тренд увеличения количества граждан, занимающихся спортом, среди возрастных групп от 30 до 54 лет (к 2035 году прогнозируется увеличение количества данной возрастной группы граждан, занимающихся спортом, до 57 процентов) и от 55 до 79 лет (к 2035 году прогнозируется увеличение количества данной возрастной группы граждан, занимающихся спортом, до 40 процентов). Основная потребительская корзина спортивного инвентаря включает следующие товары: лыжи, снаряжение лыжное, кроме обуви, коньки ледовые, включая коньки с ботинками, ботинки лыжные, инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, инвентарь и оборудование для борьбы, изделия для общефизической подготовки населения, инвентарь для футбола и ручного мяча, инвентарь для игры в хоккей с шайбой и мячом.

При этом более 30 процентов спортивных изделий, вошедших в потребительскую корзину, производится отечественными производителями. Данный критерий позволяет прогнозировать, что при стимулировании развития технологий, оптимизации производства и контроля качества производимой продукции отечественные производители смогут обеспечить локальную конкуренцию, а также увеличение количества рабочих мест в регионах присутствия производителей (по данным анализа структуры предприятий по федеральным округам, производители данного вида инвентаря представлены во всех федеральных округах).

Объем производства отечественной продукции спортивной индустрии в России вырос на 6,6 процента в 2017 году по отношению к 2016 году и составил 27,32 млрд.рублей.

В настоящее время емкость рынка спортивной продукции в Российской Федерации составляет 534 млрд.рублей, при этом доля отечественных производителей на указанном рынке составляет около 61 млрд.рублей (11 процентов).

В 2017 году 52 учреждения, созданные в 46 субъектах Российской Федерации, обеспечивали работу по адаптивной физической культуре и спорту (в 2011 году было 15 учреждений в 15 субъектах).

В среднем в Российской Федерации темп прироста составил 30,78 процента с наименьшими показателями в Северо-Западном федеральном округе (0,5 процента), Северо-Кавказском федеральном округе (-0,2 процента) и Сибирском федеральном округе (-1,6 процента).

В массовом спорте наблюдается полуторакратное увеличение среднедушевых расходов на занятие спортом в Южном федеральном округе (темп прироста за 2016 год составил 150,9 процента). Вторым по темпам прироста оказался Уральский федеральный округ с показателем в 122,8 процента, третьим - Центральный федеральный округ (48,3 процента).

В настоящее время функционируют свыше 311 тыс. объектов спорта. Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта по итогам 2017 года составляет 50 процентов.

В настоящее время в спорте высших достижений в Российской Федерации подготовку спортивного резерва осуществляет 5151 спортивная организация, в том числе 171 центр спортивной подготовки, 56 училищ олимпийского резерва, 1055 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, 3869 детско-юношеских спортивных школ, из них: 1971 - в сфере образования, 3056 - в сфере физической культуры и спорта, 124 - в учреждениях иной ведомственной принадлежности. Общая численность занятых в системе подготовки спортивного резерва составляет свыше 3,5 млн. человек.

Наиболее динамично развивается производство спортивной продукции для зимних видов спорта. Доля отечественной продукции в горнолыжном секторе в 2017 году составила 15 процентов. В январе - марте 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 года выросло производство:

лыж - на 47,4 процента, до 191,66 тыс. пар;

лыжных палок и креплений - на 107,3 процента, до 193 тыс. пар;

хоккейных клюшек - на 15,9 процента, до 112,2 тыс. штук.

В настоящее время в ряде сегментов спортивной индустрии произошли качественные изменения в соотношении отечественных и импортных товаров (исследована динамика структурного соотношения товаров с 2012 по 2017 год).

Основными лидирующими сегментами в области импортозамещения спортивных товаров для занятий массовым спортом по состоянию на декабрь 2017 г.являлись лыжные ботинки, лыжи, борцовский инвентарь и экипировка, детское и школьное внутридомовое оборудование, уличное спортивное оборудование, велосипеды, гантели и гири, спортивная амуниция и экипировка.

При этом остаются сектора, в которых доля отечественной продукции крайне мала. К ним в первую очередь относятся товары и оборудование для занятий профессиональным спортом (от 2 до 4 процентов общей доли рынка), производство бассейнов (1 процент общей доли рынка) и товаров для занятий плаванием (4 процента общей доли рынка), умные тренажеры (от 1 до 3 процентов общей доли рынка), байдарки и каноэ (не более 6 процентов общей доли рынка), ролики и коньки (5 процентов общей доли рынка).

Несмотря на однородность потребительской корзины групп граждан, приобретающих спортивный инвентарь и оборудование, в среднесрочной и долгосрочной перспективах не представляется возможным оценить динамику ключевых видов продукции отрасли спортивной индустрии в связи с постоянно меняющимися составными элементами и материалами товаров и оборудования, изменением мировых тенденций занятия определенными видами спорта, а также изменениями технологий изготовления и классификации отдельного спортивного инвентаря.

В связи с этим включение показателей, характеризующих динамику производства по отдельным (ключевым) видам продукции, является нецелесообразным.

В настоящее время отечественными производителями спортивной индустрии являются около 300 компаний, в том числе в Центральном федеральном округе - 269 компаний, в Приволжском федеральном округе - 34 компании, в Сибирском федеральном округе - 15 компаний и Северо-Западном федеральном округе - 15 компаний.

На долю крупных предприятий спортивной индустрии приходится около 2 процентов общего количества предприятий, на долю средних предприятий - 25 процентов, малых предприятий - 27 процентов, на долю микропредприятий - 46 процентов.

Высокая волатильность отрасли спортивной индустрии за период 2014-2017 годов объясняется малым объемом рынка, а также неравномерным спросом на спортивную продукцию. На основании характерных изменений целевых индикаторов периода 2016-2017 годов и текущего прогнозного индикатора 2018 года предполагается выравнивание к 2025 году тренда характерного линейного спроса на спортивную продукцию.

В настоящее время поддержка производителей спортивной индустрии осуществляется за счет реализации механизмов смежных отраслей в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".

Среди факторов, влияющих на развитие спортивной индустрии, можно выделить три наиболее существенных:

государственная поддержка производителей;