Статус документа
Статус документа

СП 441.1325800.2019 Защита зданий от вибрации, создаваемой железнодорожным транспортом. Правила проектирования (с Изменениями N 1, 2)

Приложение Б

Измерение вибрации от железнодорожных линий

     

Б.1 Общие положения

Б.1.1 Измеряемые параметры вибрации в соответствии с настоящим сводом правил:

- эквивалентное , максимальное корректированные среднеквадратичные значения виброскорости, м/с;

- эквивалентные , максимальное , среднеквадратичные значения виброскорости, м/с, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 1-250 Гц.

Функции частотной коррекции для вертикального и горизонтального направлений принимают по таблице 4.4.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

Б.1.2 Контролю вибрации от движения поездов должно предшествовать определение фоновой вибрации. Если сигнал, регистрируемый при прохождении поезда, не выделяется над уровнем фона, оценку вибрации от движения поездов в соответствии с настоящим сводом правилом выполнять не следует.

Б.1.3 Измерительная цепь должна быть откалибрована. Динамический диапазон датчиков измерений и анализаторов должен быть достаточен для измерения как фоновых значений, так и максимальных значений, возникающих при прохождении поездов всех категорий (таблица 4.1).

Б.1.4 Необходимо учитывать расширенную неопределенность измерений по ГОСТ 34100.1, ГОСТ 34100.3.

Б.1.5 Для измерений вибрации при движении поездов категории 2 (таблица 4.1) рекомендуется пользоваться велосиметрами. Для измерения вибрации при движении поездов категории 1 и 4 (таблица 4.1) - акселерометрами (с последующим интегрированием для получения сигнала скорости). Измерение вибрации остальных категорий поездов допускается проводить с применением любого из указанных вибропреобразователей.

Б.1.6 Оборудование для проведения измерений должно соответствовать ГОСТ Р 53963.1, ГОСТ Р 59701.1, применяемые для обработки фильтры - ГОСТ 17168. Применяемое оборудование должно быть внесено в реестр средств измерений и иметь действующие свидетельства о поверке.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

Б.1.7 Для измерения корректированного значения виброскорости следует применять средства измерений, обеспечивающие частотную коррекцию в вертикальном и горизонтальном направлениях для общей вибрации в соответствии с 4.2.4.

Б.2 Расположение датчиков относительно железнодорожного пути

Б.2.1 В зависимости от длины сооружения выбирают створы измерений вдоль железнодорожного пути.

При длине сооружения (длине фасадной части, выходящей на путь, или проекции габаритов здания на ось пути) до 50 м включительно выбираются два створа для измерений - в начале и в конце здания - рисунок Б.1, а.

При длине сооружения свыше 50 м - выбирается целое число створов измерений, по одному в начале и в конце здания и далее через каждые (25±5) м между крайними створами - рисунок Б.1, б.

Если напротив сооружения расположен стык рельса в железнодорожном пути, стрелочный перевод, переезд или иной характерный участок пути, то один из створов следует сместить в место расположения этого характерного участка.

Б.2.2 В каждом измерительном створе измерения проводят синхронно минимум в трех точках: в одной точке на расстоянии: 8 м, 16 м, 32 м, 64 м и 128 м (выбрать одно значение из указанного ряда) от оси ближайшего к проектируемому зданию железнодорожного пути и двух точках на абрисе фундамента проектируемого здания.

Примечание - Допускается проведение измерений в точке на расстоянии 1 м от оси пути при соблюдении требований безопасности и учета габарита приближения оборудования по ГОСТ 9238.


(Измененная редакция, Изм. N 2).

Б.2.3 Рекомендации по проведению измерений в выемках, на насыпях и плоском участке представлены на рисунке Б.3. Рекомендуется проводить измерения в первой точке на расстоянии 8 м от оси железнодорожного пути. В случае отсутствия такой возможности, допускается смещать первую точку измерений на расстояние 16, 32 или 64 м с обязательным измерением в дополнительной точке, расположенной на равном расстоянии между первой точкой измерений и точкой измерений вблизи здания (но не ближе 5 м).

Рисунок Б.1 - Створы измерения вибрации при длине здания до 50 м (а) и свыше 50 м (б)