Статус документа
Статус документа

СП 441.1325800.2019 Защита зданий от вибрации, создаваемой железнодорожным транспортом. Правила проектирования (с Изменениями N 1, 2)

     4.1 Нормирование и оценка значений и уровней вибрации и уровней звука в помещениях жилых и общественных зданий*

________________

* Измененная редакция, Изм. N 2.

4.1.1 Требования к нормированию значений и уровней вибрации и уровней звука в помещениях жилых и общественных зданий устанавливают в соответствии с СанПиН 1.2.3685. Выбор нормируемых параметров и допустимых значений осуществляют с учетом характера нормируемого фактора.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.1.2 Требования к нормированию значений и уровней производственной вибрации и шума для рабочих мест устанавливают в соответствии с СанПиН 1.2.3685 для рабочей смены с учетом времени воздействия нормируемого фактора.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.1.3 Вибрация, создаваемая в помещениях зданий от движения железнодорожных составов, по способу передачи на человека является общей вибрацией и подразделяется на действующую вдоль осей ортогональной системы координат X, Y, Z, соответствующей базицентрической системе координат для тела человека по ГОСТ 31191.1. Оценку вибрации, воздействующей на человека внутри здания, выполняют по ГОСТ 31191.2 посредством измерения в трех указанных взаимно перпендикулярных направлениях. При этом систему координат выбирают, привязывая ее к конструкции здания так, чтобы оси координат лежали преимущественно в плоскостях, параллельных плоскостям основных несущих элементов, а направления осей совпадали с направлениями соответствующих осей для стоящего человека по ГОСТ 31191.1, т.е. Х (от спины к груди) и Y (от правого плеча к левому) - горизонтальные оси, направленные параллельно опорным поверхностям; Z - вертикальная ось, перпендикулярная к полу.

4.1.4 Вибрация, создаваемая в помещениях зданий от движения железнодорожных составов, и порождаемый ею структурный шум имеют непостоянный прерывистый характер с выраженным преобладанием сигнала вибрации в октавной полосе частот 4-63 Гц для грузовых и 16-250 Гц для пассажирских и скоростных поездов (октавные полосы со среднегеометрическими частотами 4-250 Гц) и повторяются с интервалом, определяемым графиком движения поездов.

Примечание - В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14837-1 вибрация и структурный шум на объекте воздействия наблюдаются в диапазоне частот приблизительно от 1 до 250 Гц. Для некоторых видов грунта (например, скальной породы), а также при наличии жесткой связи между зданием и конструкцией верхнего строения пути, например, тоннелем (при прохождении железнодорожного пути в тоннеле), особенно если здание расположено на небольшом расстоянии от оси пути, фундамент здания и скальную породу разделяет только тонкий слой грунта, существенной может оказаться вибрация на более высоких частотах.


(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.1.5 С нормативными значениями сравнивают оценочные значения нормируемых параметров вибрации и структурного шума, определенные для жилых помещений и помещений общественных зданий за время оценки, равное 16 ч дневного времени и 8 ч ночного времени, а для рабочих мест за восьмичасовую смену - с учетом графика движения поездов.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.1.6 При наличии в проектируемом здании собственных источников вибрации требования к значениям и уровням вибрации и уровням структурного шума для него и железнодорожных линий следует устанавливать из условия обеспечения нормативных параметров по 4.3, 4.4 для суммарных значений вибрации и структурного шума.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.1.7 Нормирование и критерии оценки воздействия вибрации на конструкцию зданий, рассчитанных на статические нагрузки без предъявления специальных требований в отношении устойчивости к воздействию динамических сил и расположенных в зоне влияния железнодорожной линии (в том числе при расположении железнодорожного пути в составе рассматриваемого здания), проводят по ГОСТ Р 52892 (для объектов, удовлетворяющих требованиям раздела 1 ГОСТ Р 52892-2007).

(Введен дополнительно, Изм. N 2).

4.1.8 Нормирование и критерии оценки воздействия вибрации на оборудование и технологические процессы, расположенные в зданиях и сооружениях, попадающих в зону влияния железнодорожной линии, проводят в соответствии с положениями СП 465.1325800.2019 (подраздел 4.3).

Примечание - Нормирование и критерии оценки в данном пункте распространяют на чувствительное к вибрации оборудование, то есть оборудование и технологические процессы, при наличии внешнего динамического возмущения способные снизить свою точность или привести к браку изделия. К такому оборудованию относят в том числе оборудование, приведенное в [7].


(Введен дополнительно, Изм. N 2).