Министерство просвещения Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

ПИСЬМО

от 16 апреля 2019 года N 07-2539

[О направлении рекомендаций по профилактике детской аварийности]



Профилактика аварийности с участием детей является одним из главных направлений совместной деятельности ГУОБДД МВД России и Минпросвещения России.

Учитывая положительную динамику сокращения количества дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), произошедших по собственной неосторожности детей, в настоящее время требуется уделить особое внимание проблеме нарушения водителями правил перевозки детей в транспортных средствах.

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей (далее - Департамент) направляет рекомендации по использованию материалов по профилактике ДТП с участием детей-пассажиров (далее - рекомендации, материалы). Рекомендации разработаны ГУОБДД МВД России совместно с экспертным центром "Движение без опасности". В материалах предложены пять видеороликов: "Инспектор ГИБДД", "Врач-акушер", "Дорожный инженер", "Педагог", "Инструктор по вождению", а также короткометражный фильм "Маленькие вещи имеют огромное значение".

Департамент просит довести прилагаемую информацию до сведения образовательных организаций, расположенных на территории субъекта РФ с целью проведения информационно-профилактических мероприятий.

Заместитель директора Департамента
И.О.Терехина



Приложение
к письму Минпросвещения России
от 16 апреля 2019 года N 07-2539



Рекомендации по использованию материалов, направленных на профилактику ДТП с участием детей-пассажиров



Несмотря на общее снижение показателей ДТП с пострадавшими на фоне роста автопарка (в 2018 году в России произошло 168099 ДТП с пострадавшими, что на 0,8% меньше, чем в 2017 году), цифры остаются высокими. В 2018 году на дорогах России погибли 18214 и ранены 214853 человека. Вызывают обеспокоенность ДТП с участием детей.

В прошлом году зарегистрировано 19930 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 628 детей погибли и 21718 получили ранения.

Маленькие пассажиры - это одни из самых уязвимых участников дорожного движения. Штатные системы безопасности автомобиля не рассчитаны на их защиту. Поэтому при перевозке детей необходимо обязательно использовать детские удерживающие устройства (далее - ДУУ, автокресло). Важно отметить, что остается проблема не только отсутствия ДУУ в автомобилях, но и непонимания важности выбора ДУУ в зависимости от возраста, роста и веса ребенка, что особенно актуально при перевозке младенцев. Родители при выборе автокресел зачастую слишком большое внимание уделяют внешнему виду (цвет, размер, форма и т.д.) и забывают главное - качество и надёжность устройств, которые должны защищать детей в транспортном средстве. Родители, следуя рекомендациям продавцов, часто приобретают дешёвый товар, не соответствующий требованиям безопасности, подвергая жизнь детей ещё большей угрозе.

Продукция, поступающая из разных стран, зачастую является некачественной: по итогам проверок детских автокресел российскими испытательными лабораториями более 90% продукции не соответствуют требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011). Причем характер несоответствий распространяется от инструкции до прочностных свойств. В ходе краш-тестов такие устройства не выдерживают нагрузки, ломаются.

По итогам исследований ВЦИОМ 23% россиян отрицательно оценили инициативу по возможности использования части материнского капитала на приобретение автокресла. Отвечая на вопрос "Почему Вы не используете автокресло при перевозке детей?", 35% респондентов ответили, что не видят в нём смысла, а при выписке из роддома и перевозке ребёнка на автомобиле 56% опрошенных везли его на руках, без использования ДУУ. Все эти факты указывают на проблему неосознания родителями необходимости использования автокресла. И если для перевозки детей в возрасте до 7 лет родители в 63% случаев используют автокресла, то после 7 лет использование автокресла снижается до 33%, а 22% родителей начинают использовать накладку на ремень, 24% родителей - ремень безопасности, мотивируя это тем, что ребёнок не помещается в автокресле (59% ответов) или ему там неудобно (19%). Одной из основных причин таких результатов социологических опросов можно считать неинформированность населения об эффективности детского автокресла: родители попросту не знают о рисках и последствиях неиспользования ДУУ. Таким образом, необходимо проводить работу с родителями, разъясняя необходимость применения автокресла.

Кроме того, итоги исследования подтверждают печальную статистику - 47% опрошенных превышали скорость на 5-10 км/ч при перевозке ребёнка, а 28% превышали скорость на 20 км/ч. Каждый десятый (13%) превышает скорость на 20-40 км/ч, что многократно повышает риски получения при ДТП тяжёлых травм, возможно, несовместимых с жизнью. 17% опрошенных совершали обгон по полосе, предназначенной для встречного движения, с ребёнком в салоне автомобиля, при том, что обгон - самый опасный маневр на дороге. 26% респондентов при перевозке ребёнка отвлекались на мобильный телефон и разговаривали по нему без использования устройств hands free.

Данные официальной статистики аварийности с участием детей в 2017 году свидетельствуют:

1. Каждое 10-е ДТП с детьми-пассажирами произошло из-за выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, или обгона.

2. Каждое 10-е ДТП, в котором погиб ребёнок произошло из-за превышения скорости или несоответствия скорости конкретным условиям движения.

3. Каждый 10-й ребенок погибает в ДТП при выезде на полосу, предназначенную для встречного движения.

4. Вероятность гибели ребёнка в ДТП на полосе, предназначенной для встречного движения, без использования средств пассивной безопасности увеличивается в 3 раза.

5. Вероятность гибели ребёнка в ДТП при превышении скорости без использования средств пассивной безопасности увеличивается в 2 раза.

(Ситуация по итогам 2018 года не изменилась.)

Данные исследования и официальной статистики аварийности подтверждают необходимость расширения деятельности в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, в частности, работы со взрослыми участниками дорожного движения по донесению важности соблюдения правил дорожного движения и правил перевозки детей, с упором на следующие ключевые элементы:

1. Важность использования ДУУ при перевозках детей как до 7 лет, так и старшего возраста (до 12 лет).

2. Необходимость пристегивания детей в ДУУ.

3. Внимание к качеству ДУУ, материалам, соответствию стандартам, наличию сертификации, прохождению краш-тестов.

4. Соблюдение скоростного режима водителями.

5. Отказ от опасных маневров (обгона, резких торможений и перестроений).

Кампания "Без вас не получится!"


Творческая концепция кампании:

В ДТП с участием детей-пассажиров никто из виновных не ставил своей задачей специально навредить ребенку. Вне зависимости от того, есть у водителя ребенок или нет, общечеловеческие нормы скорее формируют у большинства из нас трепетное и нежное отношение к детям.

Родители же тратят множество сил и времени на вопросы здоровья, воспитания и развития ребенка. И в этой ситуации, когда будущие мамы готовы соблюдать сложнейшие диеты, вычитывать с папами состав стирального порошка, изучать сотни страниц Интернета, чтобы найти самую лучшую методику для изучения иностранного языка, пренебрежение вопросами детской безопасности в автомобиле вызывает недоумение и показывает, что, скорее всего, это связано с отсутствием понимания возможных последствий такого поведения.

Для изменения ситуации необходимо усилить работу в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма через информационную работу со взрослыми по донесению важности соблюдения правил дорожного движения и правил перевозки детей с упором на следующие ключевые элементы обеспечения безопасности детей-пассажиров: использование ДУУ при перевозках детей; использование ремней безопасности всеми пассажирами вне зависимости от места их расположения; внимание к качеству ДУУ, включая соответствие стандартам и сертификации (TP ТС 018/2011); соблюдение скоростного режима водителями, отказ от выполнения опасных маневров на дороге, в том числе обгона.

Материалы кампании (инструменты):

5 видеороликов хронометражем 30 (тридцать) секунд каждый под условными названиями "Инспектор ГИБДД", "Врач-акушер", "Дорожный инженер", "Педагог", "Инструктор по вождению", а также 1 (один) информационный фильм под условным названием "Маленькие вещи имеют огромное значение" хронометражем не более 20 (двадцати) минут.

Описание видеоматериалов (идея):

Для донесения аспектов обеспечения детской безопасности к взрослым участникам дорожного движения обращаются 5 героев, которые с разных сторон влияют на обеспечение безопасности ребенка в дорожной среде. На первый взгляд, не каждый герой имеет очевидную связь с детьми, но из их обращения к зрителю и донесения каждым героем одного из аспектов постепенно становится понятно, что эти люди не просто декларируют, они профессионалы в этой области. Каждый из них трудится в своей отрасли, полной своих сложностей и особенностей, тратит очень много сил и энергии, чтобы обеспечить безопасную жизнь для нас и наших детей. Герои ничем друг на друга не похожи, но оказывается, что каждый из них хочет донести до зрителя одну и ту же мысль: соблюдайте меры безопасности и несите ответственность за безопасность своих и чужих детей. Но этого всего может быть недостаточно. Все это может не иметь никакого значения, если мы, родители, не будем соблюдать меры безопасности.

Слоган: Без вас не получится!

Структура кампании "Без вас не получится!"


Для достижения максимального эффекта необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на донесение ключевой информации до взрослого населения страны и, в частности, до водителей:

1. Интернет-кампания "Без вас не получится!". Презентация видеоматериалов кампании (5 видеороликов хронометражем 30 (тридцать) секунд каждый под условными названиями "Инспектор ГИБДД", "Врач-акушер", "Дорожный инженер", "Педагог", "Инструктор по вождению", а также 1 (одного) информационного фильма под условным названием "Маленькие вещи имеют огромное значение" хронометражем не более 20 (двадцати) минут их путем поэтапного размещения в аккаунтах в социальных сетях (ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, Инстаграм) органов управления образованием и образовательных организаций (общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования).

2. Проведение мероприятий с водителями на базе образовательных организаций: с родителями в формате родительских собраний, с педагогическими работниками в формате совещаний.

3. Размещение материалов на ресурсах образовательных организаций - видеомониторах и электронных панелях, радиовещании, интернет-ресурсах.

4. Размещение материалов в местах притяжения целевых аудиторий (детей, родителей, педагогических работников) в образовательных организациях.

1. Интернет-кампания "Без вас не получится!"


Презентация видеоматериалов кампании (5 видеороликов хронометражем 30 (тридцать) секунд каждый под условными названиями "Инспектор ГИБДД", "Врач-акушер", "Дорожный инженер", "Педагог", "Инструктор по вождению", а также 1 (одного) информационного фильма под условным названием "Маленькие вещи имеют огромное значение" хронометражем не более 20 (двадцати) минут их путем поэтапного размещения в аккаунтах в социальных сетях (ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, Инстаграм) органов управления образованием и образовательных организаций (общеобразовательные организации, дошкольные образовательные организации и организации дополнительного образования).

График размещения материалов в аккаунтах в социальных сетях органов управления образованием и образовательных организаций (Фейсбук, ВКонтакте, Одноклассники, Твиттер, Инстаграм)

(материалы размещаются только после публикации на сайте гибдд.рф)

Период

Вид материала (что размещается)

Место размещения (где размещается)

Дата размещения материала

25.03.2019-
31.03.2019

Анонсирование кампании. Размещение поста N 1

Аккаунты в социальных сетях ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, Инстаграм

26.03.2019

Размещение видеоролика
"Врач-акушер" + пост N 2

Аккаунты в социальных сетях ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, Инстаграм

28.03.2019

01.04.2019-
07.04.2019

Размещение видеоролика "Педагог" + пост N 3

Аккаунты в социальных сетях ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, Инстаграм

02.04.2019

Размещение видеоролика "Дорожный инженер" + пост N 4

Аккаунты в социальных сетях ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, Инстаграм

04.04.2019

08.04.2019-
14.04.2019

Размещение видеоролика "Инструктор по вождению" + пост N 5

Аккаунты в социальных сетях ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, Инстаграм

09.04.2019

Размещение видеоролика "Инспектор ГИБДД" + пост N 6

Аккаунты в социальных сетях ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, Инстаграм

11.04.2019

15.04.2019-
21.04.2019

Размещение информационного фильма "Маленькие вещи имеют огромное значение" + пост N 7

Аккаунты в социальных сетях ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, Инстаграм

16.04.2019


Видеоматериалы для скачивания: https://vadi.sk/d/iE9XDIST1MQogw

При размещении видеоматериалов необходимо использовать нижеприведенные тексты постов с хештегами. Возможна коррекция текстов постов с учетом региональной специфики и добавление новых хештегов.

Тексты постов

1. Пост N 1. "Анонс кампании":

Все ли понимают роль водителя и влияние его решений на безопасность своих детей в автомобиле?

Статистика аварийности говорит, что нет. В 2018 году 42% опрошенных совершили обгон, даже если в салоне находились дети. 47% россиян признались, что могут превысить скорость на 5-10 км/ч и разговаривать по телефону в салоне автомобиля, держа аппарат рукой, когда рядом дети.

Госавтоинспекция МВД России совместно с экспертным центром "Движение без опасности" в рамках кампании "Без вас не получится!" разработали серию телевизионных видеороликов и обучающий фильм, поднимающий вопросы нравственности и ответственности взрослого перед ребёнком.

Не будьте равнодушными по отношению к своим близким, поделитесь видео. Пусть как можно больше людей задумаются о том, какую важную роль они играют в жизни наших детей.

Без вас не получится!

#gibdd #бездтп #детипассажиры #непревышай #необгоняй #автокресло

2. Пост N 2. Размещение видеоролика "Врач-акушер":

Все знают, почему младенцев необходимо перевозить в автолюльке. И правда, почему?

Чем младше ребенок, тем он более хрупкий, а новорожденные - это самая уязвимая возрастная категория. Их кости мягкие и гибкие, в скелете много хрящевой ткани. Масса головы, относительно тела, составляет 25% (у взрослых - 6%). При этом шея грудничков тонкая и мышцы развиты слабо. Кроху опасно даже интенсивно встряхивать на руках, а что произойдет при сильном толчке?

Никогда не задумывались, как много сил мама вкладывает в подготовку к рождению ребёнка? Наблюдения, тесты, диета. После рождения ребёнка процесс не заканчивается, он только начинается, но почему-то с пренебрежением к безопасности в автомобиле.

При этом ошибки на дороге имеют более серьезные последствия, чем не прокипячённая "пустышка".

Эту тему как никогда трепетно и вместе с тем профессионально объясняет заведующая родильного отделения клинического госпиталя Лапино "Мать и дитя" практикующий врач-акушер Юлия Маркова. Она точно знает, почему малыш в дороге должен быть в автолюльке.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»