96. На основании данных, полученных по итогам проведения социологического опроса в части "деловой" коррупции, необходимо произвести расчет следующего базового набора показателей уровня "деловой" коррупции по установленным настоящей методикой унифицированным формулам расчета:
риск "деловой" коррупции - вероятность возникновения коррупционной ситуации при взаимодействии представителей бизнеса с представителями органов власти;
количество коррупционных сделок в сфере "деловой" коррупции в субъекте Российской Федерации - расчетный показатель, отражающий усредненное общее количество фактов участия в коррупционной ситуации представителей бизнеса;
средний размер взятки в сфере "деловой" коррупции - усредненное значение (арифметическое среднее значение) коррупционного вознаграждения, выплачиваемого представителями бизнеса представителям органов власти в коррупционной ситуации, в номинальном выражении (в рублях);
средняя доля коррупционных издержек в доходе от предпринимательской деятельности - усредненное значение (арифметическое среднее значение) объема коррупционного вознаграждения, выплачиваемого представителями бизнеса представителям органов власти в коррупционной ситуации, выраженное в процентах от дохода от предпринимательской деятельности;
коррупционный опыт в сфере "деловой" коррупции - доля представителей бизнеса, сталкивающихся с коррупцией вне зависимости от частоты попадания в коррупционные ситуации в течение года;
годовой объем "деловой" коррупции в субъекте Российской Федерации - оценка суммарного объема коррупционных вознаграждений, выплаченных представителями бизнеса за год в субъекте Российской Федерации;
коррумпированность отдельных органов власти в сфере "деловой" коррупции - показатель, отражающий средневзвешенный уровень неформальных платежей, осуществляемых представителями бизнеса при контакте с должностными лицами конкретных органов власти;
коррупционный опыт в сфере осуществления государственных (муниципальных) закупок - доля представителей бизнеса, сталкивающихся с коррупцией при осуществлении государственных (муниципальных) закупок вне зависимости от частоты попадания в коррупционные ситуации за год;
доля коррупционных издержек при осуществлении государственных (муниципальных) закупок - доля от общей стоимости контрактов, выплачиваемая представителями бизнеса для формирования преференций при осуществлении государственных (муниципальных) закупок;
мнение представителей бизнеса об интенсивности "деловой" коррупции - отношение числа респондентов, отмечающих сохранение или возрастание уровня "деловой" коррупции, к общему количеству респондентов, участвующих в исследовании "деловой" коррупции;
негативное мнение представителей бизнеса об эффективности антикоррупционных мер в сфере "деловой" коррупции - отношение числа респондентов, дающих негативную оценку эффективности антикоррупционных мер в сфере "деловой" коррупции, к общему количеству респондентов, участвующих в исследовании "деловой" коррупции;
индекс противодействия "деловой" коррупции в субъекте Российской Федерации - интегральный показатель, представляющий собой среднегеометрическое значение следующих частных показателей: коррупционный опыт в сфере "деловой" коррупции, средняя доля коррупционных издержек в доходе от предпринимательской деятельности и негативное мнение представителей бизнеса об эффективности антикоррупционных мер в сфере "деловой" коррупции.
Данные показатели рассчитываются на основании ответов на вопросы, содержащиеся в базовой анкете социологического опроса в части "деловой" коррупции, предусмотренной приложением N 3 к настоящей методике.
97. Показатель "риск "деловой" коррупции" рассчитывается по следующей формуле:
.
Расчет количества коррупционных сделок, в которые попадали представители бизнеса, производится посредством суммирования количества коррупционных ситуаций по всем органам власти. Расчет выполняется на основе количества опрошенных представителей бизнеса, охарактеризовавших коррупционную ситуацию в соответствии с типами, представленными вариантами ответов 1-4 по вопросу N 6. При выборе респондентом одного из следующих вариантов: "регулярно, 1 раз в год", "регулярно, 1 раз в квартал" и "эпизодически, 1 раз в этом году" - выбранный вариант приравнивается соответственно к 1, 4 и 1 коррупционной ситуации. Выбор варианта "эпизодически, 2 раза и более в этом году" приравнивается к частоте 2,5 коррупционной сделки. В итоге производится оценка числа коррупционных сделок, в которые попадал каждый представитель бизнеса за год.
Расчет количества обращений в органы власти со стороны представителей бизнеса производится посредством суммирования количества обращений по всем органам власти. Расчет выполняется на основе количества опрошенных представителей бизнеса, охарактеризовавших частоту обращений в соответствии с типами, представленными вариантами ответов 2-4 по вопросу N 5. При выборе респондентом одного из следующих вариантов: "1 раз", "2 раза" и "4 раза" - выбранный вариант приравнивается соответственно к 1, 2 и 4 обращениям в органы власти. Выбор варианта "4 и более раз" приравнивается к частоте 4,5 обращения в органы власти. В итоге производится оценка общего числа обращений в органы власти представителей бизнеса.
Допускается расчет риска "деловой" коррупции по органам власти в случае, если были соблюдены требования к малой выборке.
98. Показатель "средний размер взятки в сфере "деловой" коррупции" рассчитывается на основании данных, полученных по вопросу N 10, посредством расчета средневзвешенной по интервальным рядам, которая рассчитывается по формуле среднеарифметической взвешенной. В качестве конкретных вариантов признака (размер неформального прямого или скрытого платежа) принимается значение середины интервалов. Ширина открытого интервала принимается равной ширине примыкающего интервала. Максимальное значение вариативного признака составляет 1250000 рублей.
99. Показатель "средняя доля коррупционных издержек в доходе от предпринимательской деятельности" определяется как среднее значение ответов, данных респондентами по первому варианту ответа по вопросу N 11.
100. Показатель "коррупционный опыт в сфере "деловой" коррупции" рассчитывается по следующей формуле:
.
Расчет данного показателя осуществляется в целом по исследуемой совокупности и производится независимо от количества коррупционных ситуаций по разным органам власти, то есть игнорируется множественный выбор: при определении количества опрошенных респондентов, охарактеризовавших коррупционную ситуацию в соответствии с типами, представленными вариантами ответов 1-4 по вопросу N 6, респондент учитывается как 1, то есть, если респондент имел опыт нескольких коррупционных ситуаций, его опыт учитывается единожды.
101. Показатель "количество коррупционных сделок в сфере "деловой" коррупции в субъекте Российской Федерации" рассчитывается по следующему алгоритму:
а) среднее количество коррупционных сделок за год, приходящееся на одного представителя бизнеса, являющегося участником коррупционной ситуации в сфере "деловой" коррупции, рассчитывается в целом по исследуемой совокупности органов власти и по каждому органу власти отдельно и определяется по следующей формуле: