Действующий

Об утверждении методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации

В части "бытовой" коррупции

16. Выборка административно-территориальных единиц в субъекте Российской Федерации должна осуществляться с учетом сложившейся структуры расселения городских и сельских жителей.

17. При формировании общей выборочной совокупности необходимо реализовать принцип пропорциональности, по которому выборочная совокупность должна распределяться между административно-территориальными единицами субъекта Российской Федерации пропорционально численности их населения.

18. В целях реализации принципа пропорциональности определяется необходимое количество репрезентативных единиц отбора (респондентов) в соответствии с численностью населения субъекта Российской Федерации:

регион с высокой численностью населения (В): если численность населения в субъекте Российской Федерации более 5 млн. человек, то требуемое количество результативных анкет устанавливается на уровне не менее 800 штук;

регион со средней численностью населения (С): если численность населения в субъекте Российской Федерации от 1 млн. человек до 5 млн. человек, то требуемое количество результативных анкет устанавливается на уровне не менее 600 штук;

регион с низкой численностью населения (Н): если численность населения в субъекте Российской Федерации менее 1 млн. человек, то требуемое количество результативных анкет устанавливается на уровне не менее 400 штук.

19. В рамках контроля качества формирования выборочной совокупности необходимо провести проверку соответствия итоговой выборочной совокупности, сформированной из требуемого количества результативных анкет, профилирующим значениям выборки. Допустимая статистическая погрешность должна составлять не более 5 процентов по установленным характеристикам (административно-территориальное деление, пол, доля городского и сельского населения).

20. В случае выявления отклонений по итогам проведения контроля качества формирования выборочной совокупности необходимо сформировать дополнительную выборку в соответствии с характеристиками, указанными в пункте 19 настоящей методики, и (или) провести перевзвешивание (ремонт выборки).

21. Исследование предусматривает формирование трехступенчатой комбинированной территориальной выборки субъекта Российской Федерации, отражающей специфику расселения населения, прежде всего по административно-территориальному статусу населенного пункта (далее - территориальная выборка).

22. Первый этап формирования территориальной выборки предполагает отбор административно-территориальных единиц, в которых будет реализовано проведение социологического опроса в части "бытовой" коррупции (стратификация выборки).

23. Критерием стратификации выборки на первом этапе является административно-территориальное деление субъекта Российской Федерации, в качестве единиц которого выделяются административные районы и города республиканского, краевого, областного или окружного подчинения. При стратификации выборки необходимо учесть соотношение городского и сельского населения в субъекте Российской Федерации.

24. Территориальная выборка должна предусматривать все типы населенных пунктов, характерные для соответствующего субъекта Российской Федерации. Минимальное рекомендованное деление - 3 страты (столица субъекта Российской Федерации, города республиканского, краевого, областного или окружного подчинения и сельские территории).

25. По итогам проведения стратификации выборки проводится отбор конкретных населенных пунктов (географических точек) внутри каждой страты (кроме городов федерального значения) случайным образом. Количество точек в стратах варьируется от 2 до 5 в зависимости от частоты присутствия того или иного типа населенного пункта каждой страты в субъекте Российской Федерации.

26. Допускается критическая оценка целесообразности включения труднодоступных и закрытых административно-территориальных образований, а также счетных участков в территориальную выборку. Решение о включении указанных территорий в состав территориальной выборки принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за организацию проведения исследования.

27. В связи с труднодоступностью отдельных территорий в Камчатском крае, Магаданской области, Республике Коми, Республике Саха (Якутия), Ненецком и Чукотском автономных округах допускается осуществление социологического опроса в части "бытовой" коррупции в близлежащих от центра указанных субъектов Российской Федерации населенных пунктах (географических точках).

28. Страты в городах федерального значения формируются в соответствии с выделенными территориальными единицами (в г.Москве - между 12 административными округами, в г.Санкт-Петербурге - между 18 районами, в г.Севастополе - между 4 районами) пропорционально численности населения, официально проживающего на их территориях.

29. Второй этап формирования территориальной выборки предполагает отбор счетных участков как первичных выборочных единиц, который реализуется посредством метода систематического отбора.

30. В качестве счетного участка рекомендуется использовать избирательный участок. При этом допускается возможность выбора другой счетной единицы в случае ее соответствия следующим условиям: равномерное распределение на данной территории проживания респондентов исследования, соответствующих требованиям, указанным в разделе V настоящей методики, наличие четких границ, однозначность идентификации.

31. В конкретном населенном пункте субъекта Российской Федерации рекомендуется отбирать не менее 2 счетных участков. В гг.Москве и Севастополе рекомендован отбор не менее 2 счетных участков в установленных территориальных единицах. В г.Санкт-Петербурге допустим отбор одного счетного участка в установленных территориальных единицах.

32. Общее количество опрашиваемых респондентов по каждому типу населенных пунктов (для городов федерального значения - территориальных единиц) должно быть пропорционально численности проживающего там населения.

33. В случае построения рейтинга административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации по уровню коррупции при формировании выборочной совокупности необходимо придерживаться следующего условия: наличие не менее 30 наблюдений (результативных анкет) в каждой обследуемой административно-территориальной единице.

34. Третий этап формирования территориальной выборки предполагает отбор домохозяйств как вторичных выборочных единиц. Отбор домохозяйств на счетном участке проводится по принципу случайного отбора посредством реализации систематического маршрутного метода, который предполагает последовательный обход интервьюером домохозяйств (квартир или домов), расположенных на территории счетного участка, и отбор определенных домохозяйств для проведения опроса с учетом заданного интервала (шага отбора). Перечень домохозяйств не составляется заранее, а формируется интервьюером непосредственно в ходе проведения социологического опроса в части "бытовой" коррупции до получения необходимого числа результативных анкет, что обеспечивает достижение необходимой квоты и отсутствие необходимости формирования резервной выборки.

35. Последовательность обхода домохозяйств интервьюером и порядок его действий в рамках исследования регламентируются инструкцией интервьюера согласно приложению N 1, с которой каждый интервьюер должен ознакомиться перед участием в проведении опроса.

36. В домохозяйстве интервьюером отбирается только один респондент для проведения социологического опроса в части "бытовой" коррупции на основе заданных квот по установленным критериям: пол, возраст, уровень дохода, распределение городского и сельского населения.