СОГЛАСОВАНО

Письмом Департамента ОБДД МВД России

от 18 сентября 2009 года N 13/6-5240

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Организация движения и ограждение мест производства дорожных работ в населенных пунктах

Методические рекомендации разработаны на основе изучения особенностей режимов движения и задач организации движения в местах производства дорожных работ в населенных пунктах. При составлении схем организации движения учтен опыт дорожных организаций и ГИБДД.

В целях единообразного подхода к вопросу организации движения и ограждения мест производства дорожных работ в населенных пунктах, а также для обеспечения безопасности дорожного движения предлагаем использовать методические рекомендации "Организация движения и ограждение мест производства дорожных работ в населенных пунктах".

Настоящие методические рекомендации соответствуют действующим нормативным документам и согласованы с Департаментом ОБДД МВД Российской Федерации. Разработаны типовые схемы организации движения в местах производства работ в населенных пунктах и номенклатура применяемых технических средств.

Президент "Института Проблем

Безопасности Движения",

Заслуженный деятель науки и техники

Российской Федерации,

д-р техн. наук, профессор

В.В.Сильянов

1. Общие положения

1.1. Настоящий методический документ определяет порядок и способы организации движения транспортных средств и пешеходов в местах производства дорожных работ в населенных пунктах, обеспечивающие безопасность как работающих на дороге, так и участников дорожного движения.

1.2. Организацию движения и ограждение мест производства дорожных работ следует осуществлять на всех дорогах и улицах независимо от их категории и ведомственной принадлежности. При этом следует руководствоваться настоящими отраслевыми нормативами и другими нормативными документами по организации и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах.

1.3. В темное время суток места производства работ должны быть освещены в соответствии с ГОСТ 12.1.046-85 "Строительство. Нормы освещения строительных площадок", а применяемые ограждающие устройства должны быть оснащены фонарями с постоянным сигналом красного цвета.

1.4. Настоящий методический документ рекомендуется к применению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, производящими дорожные работы на автомобильных дорогах и улицах населенных пунктов (далее - дорогах).

1.5. В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

1. Место проведения дорожных работ: участок дороги или дорожного сооружения, на котором проводятся работы по строительству, реконструкции, ремонту, связанные с нахождением на проезжей части или тротуарах дорожной техники и рабочих;

2. Временные технические средства организации дорожного движения: технические средства организации дорожного движения, используемые в период проведения дорожных работ;

3. Схема (проект) организации движения и ограждения места производства дорожных работ: согласованная с органами ГИБДД и утвержденная заказчиком работ схема (проект) участка дороги, на котором проводятся дорожные работы, с указанием его геометрических параметров, имеющихся на нем искусственных сооружений, размещения временных технических средств организации дорожного движения, вида и характера проводимых работ, сроков их исполнения, наименования организации - исполнителя работ, а также фамилии и телефоны должностных лиц, ответственных за проведение работ;

4. Владельцы дорог: исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5. Исполнитель работ: подрядная организация, выполняющая работы на дороге.

2. Цель, основные задачи и система обеспечения безопасности движения в местах производства дорожных работ

2.1. Целью организации движения и ограждения мест производства дорожных работ является обеспечение безопасности движения транспортных и пешеходных потоков, а также безопасности дорожных рабочих в этих местах.

2.2. Основными задачами по достижению указанной цели являются:

- предотвращение дорожно-транспортных происшествий, связанных с изменением условий движения транспорта и пешеходов в местах производства работ;

- обеспечение пропускной способности участков дорог, на которых ведутся работы, достаточной для пропуска движущихся по ним транспортных и пешеходных потоков;

- обеспечение безопасности работников дорожных служб, находящихся в местах производства дорожных работ.

2.3. Поставленные задачи решаются с помощью временных технических средств организации движения и ограждения мест производства дорожных работ, вид которых выбирают в соответствии с конкретным местом (зоной) на этом участке, характером проводимых работ и дорожными условиями.

2.4. Участком производства дорожных работ следует считать участок дороги от первого дорожного знака, предупреждающего о ведущихся на дороге работах, до последнего знака, отменяющего вводимые на участке ограничения в режимах движения транспортных средств. При отсутствии такого знака (например, в местах проведения краткосрочных работ) концом участка является последнее техническое средство организации движения, установленное на дороге самостоятельно, либо на транспортном средстве, движущемся впереди бригады рабочих и техники, выполняющих работы, в процессе которой они перемещаются вдоль дороги.

2.5. Участок производства дорожных работ можно условно разделить на пять функциональных зон, в каждой из которых решаются определенные задачи по организации и обеспечению безопасности движения (рисунок 1). В число этих зон входят:

- зона предупреждения;

- зона отгона транспортного потока;

- буферная зона;

- зона производства дорожных работ;

- зона стабилизации транспортного потока.

     Рис.1. Зонирование участка производства дорожных работ

2.5.1. Зона предупреждения предназначена для предупреждения участников движения о наличии участка производства дорожных работ, характере опасности, связанной с проводимыми работами, и установления безопасного режима движения транспортных средств на участке производства дорожных работ.

При коэффициенте загрузки Z >= 0,6 необходимо устанавливать знак 3.27 в начале зоны предупреждения.

В этой зоне, в зависимости от характера проводимых работ, для решения поставленной задачи могут использоваться от одного дорожного знака или светового маячка до целого комплекса знаков и различных средств сигнализации и регулирования движения.

2.5.2. Зона отгона предназначена для перевода транспортного потока с полосы или полос, занятых дорожными работами, на свободные полосы движения в объезд зоны производства работ.

Траектория движения в этой зоне должна быть понятна водителям, поэтому при продолжительности работ до трех суток для отгона транспортного потока следует использовать такие технические средства, как ограждающие устройства, конуса, пластины, временную разметку. В зоне отгона могут быть установлены комплексы дорожных знаков со световой индикацией, установленные за линией конусов, вех или разметки, с помощью которых осуществляется отклонение транспортного потока.

При продолжительности работ более трех суток для отгона транспортного потока следует применять блоки парапетного типа.

Длина зоны отгона зависит от характера маневра, который совершают водители в этой зоне (Таблица 1).

Таблица 1

Тип маневра

Длина зоны отгона -

Перестроение на соседнюю полосу с вливанием в поток автомобилей

Не менее L*

Перестроение на соседнюю полосу без вливания в поток автомобилей

Не менее 1/2 L

Перестроение перед участком с попеременным движением автомобилей различного направления

20-30 м

Переход на свою полосу движения в зоне стабилизации транспортного потока

20-30 м

________________

* L - минимальная протяженность зоны отгона для условия перестроения на соседнюю полосу движения с вливанием в поток автомобилей.

     

Длину зоны отгона (L) на полосе движения шириной 4,0 м при перестроении на соседнюю полосу с вливанием в поток автомобилей, число устанавливаемых в этой зоне направляющих устройств в виде конусов или пластин и расстояние между отдельными устройствами рекомендуется принимать в зависимости от разрешенной в этой зоне скорости движения (Таблица 2).

Таблица 2

Скорость движения, км/ч

Минимальная длина зоны отгона L , м отг

Число конусов (пластин)

Расстояние между конусами (пластинами), м

20

10

4

2,5-3

30

22

5

4-5

40

38

6

6-7

50

58

7

8-9

60

86

9

9-10

Примечание. При применении в зоне отгона блоков парапетного типа их устанавливают без разрывов.

Для другой ширины полосы движения или ширины закрываемой проезжей части длину зоны отгона определяют по формуле:

для скорости движения до 60 км/ч,

где B - ширина закрываемой полосы или проезжей части, м;

V - скорость движения, км/ч.

2.5.3. Буферная зона предназначена для отделения зоны отгона от зоны производства работ, в которой водители, случайно не изменившие траекторию движения, могли бы затормозить или изменить траекторию своего движения после наезда на ограждение или средство отклонения транспортного потока. Длина этой зоны должна быть равна расстоянию видимости для остановки при разрешенной скорости движения. При установке в зоне отгона блоков парапетного типа длина буферной зоны может составлять 10-15 м.

При подвижном характере проводимых работ (например, разметка проезжей части) буферная зона представляет собой расстояние от автомобиля прикрытия, оборудованного демпфирующим устройством, знаками и проблесковым маячком, до машины (механизма), производящей работы.

Если буферная зона попадает на участок с ограниченной видимостью, ее следует продлить до начала этого участка.

Буферная зона отделяется от полос, по которым осуществляется движение транспорта, с помощью ограждающих и направляющих устройств (блоков, конусов, пластин и временной разметки).

Буферная зона должна быть свободна от строительных материалов, техники и рабочих.

2.5.4. Зона производства работ - участок дороги, на котором непосредственно производятся дорожные работы. В ней должны находиться материалы, механизмы и рабочие. Движение транспорта, кроме участвующего в производстве работ в этой зоне, запрещено.

Вдоль этой зоны должны устанавливаться ограждения, чтобы исключить попадание на ее территорию транспортных средств и пешеходов.

В зоне производства работ необходимо проведение мероприятий, связанных с уменьшением отрицательного влияния на безопасность движения и рабочих следующих факторов:

- близкое нахождение дорожных рабочих к проходящему транспорту;

- наличие на дороге неровностей, уступов на покрытии, въезда и выезда из зоны производства работ строительных машин;

- увеличенная плотность транспортного потока;

- изменение траектории движения транспортного потока;

- производство работ в темное время суток, которое требует проведения комплекса дополнительных мер по обеспечению безопасности движения, что увеличивает время выполнения работ.

Для уменьшения отрицательного воздействия этих факторов необходимо проведение следующих мероприятий:

- для организации движения и ограждения участка производства работ необходимо использовать только технические средства, согласованные в установленном порядке;

- необходимо организовать контроль за въездом и выездом технологического транспорта;

- принять меры по защите зоны производства работ при ее перемещении вдоль проезжей части путем специальной окраски и оборудования автомобилей, находящихся в зоне производства работ, знаками и сигналами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»