11.4.П1. Несоблюдение нормативных правовых актов (далее - "несоблюдение") включает бездействие или действия, умышленные или непреднамеренные, совершенные клиентом, или лицами, отвечающими за корпоративное управление, руководством или иными лицами, работающими для или по указаниям клиента, которые противоречат действующим нормативным правовым актам.
11.4.П2. Примеры нормативных правовых актов, к которым относится настоящий раздел, включают те из них, которые рассматривают:
- недобросовестные действия, коррупцию, взяточничество;
- легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма;
- рынки ценных бумаг;
- банковские и иные финансовые услуги и инструменты;
- защиту данных;
- налоговые и пенсионные обязательства и выплаты;
- защиту окружающей среды;
- здравоохранение и общественную безопасность.
11.4.П3. Несоблюдение может привести к взысканиям, судебным разбирательствам, иным последствиям для клиента, которые могут существенно повлиять на его бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Важно отметить, что такое несоблюдение может иметь широкие общественные последствия в части причинения потенциально существенного вреда инвесторам, кредиторам, работникам или общественности в целом. Для целей настоящего подраздела действием, которое приводит к существенному ущербу, считается действие, которое вызывает серьезные негативные как финансовые, так и нефинансовые последствия для любого из указанных лиц. К числу примеров относятся недобросовестные действия, приводящие к существенным финансовым убыткам для инвесторов, нарушениям природоохранного законодательства, угрожающие здоровью или безопасности наемных работников или общественности в целом.
11.5.Т. Аудитор должен понимать и соблюдать применимые нормативные правовые акты, содержащие требования в отношении действий аудитора в случае обнаружения им фактов или возникновения у него подозрений в несоблюдении, включая требование предоставления сведений в соответствующие инстанции и запрет на информирование клиента о планируемом предоставлении сведений в соответствующие инстанции. Требования таких применимых нормативных правовых актов могут отличаться от или выходить за рамки требований данного раздела.
11.5.П.1. Запрет на информирование клиента о планируемом предоставлении сведений в соответствующие инстанции может быть установлен, например, применимым законодательством по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
11.6.П1. Положения настоящего раздела применяются вне зависимости от характера деятельности клиента, в том числе от того, отнесен ли он к общественно значимым хозяйствующим субъектам.
11.6.П2. Аудитор, столкнувшийся или которому стало известно о явно незначительных вопросах не обязан следовать положениям настоящего подраздела. Вывод о явно незначительном характере вопроса формируется с использованием профессионального суждения исходя из сути и последствий вопроса, финансовых или иных, для клиента, его собственников, общественности.
11.6.П3. Настоящий подраздел не применяется в отношении:
а) ненадлежащего поведения физического лица, не имеющего отношения к деятельности клиента;
б) несоблюдения со стороны лиц, отличных от указанных в пункте 11.4.П1. настоящего Кодекса. Это включает, например, обстоятельства, когда аудитор, будучи привлеченным клиентом для проверки благонадёжности финансового состояния третьей стороны (перед покупкой её акций, слиянием с ней и т.п.), идентифицирует факт несоблюдения третьей стороной или подозревает ее в этом. Тем не менее, аудитор может найти в настоящем подразделе указания, которые будут ему полезны в отношении выбора ответных действий в подобных ситуациях.