Действующий

Кодекс профессиональной этики аудиторов (с изменениями на 17 ноября 2021 года)

Поощрения, не запрещенные нормативными правовыми актами

9.5.П1. Принятие или предложение поощрений, не запрещенных нормативными правовыми актами, может создать угрозы нарушения основных принципов этики.

Поощрения с целью оказать ненадлежащее влияние

9.6.Т. Аудитор не должен предлагать или поддерживать иных лиц в предложении любого поощрения, которое осуществляется с целью оказания ненадлежащего влияния на поведение получателя такого поощрения или иного лица, либо которое, по мнению аудитора, разумное информированное третье лицо, скорее всего, сочтет осуществляющимся с указанной целью.

9.7.Т. Аудитор не должен принимать или поддерживать иных лиц в принятии любого поощрения, которое, по мнению аудитора, осуществляется с целью оказания ненадлежащего влияния на поведение получателя такого поощрения или иного лица, либо которое, по мнению аудитора, разумное информированное третье лицо, скорее всего, сочтет осуществляющимся с указанной целью.

9.7.П.1 Поощрение считается оказывающим ненадлежащее влияние на поведение лица, если указанное поощрение становится причиной неэтичного поведения указанного лица. Такое ненадлежащее влияние может быть направлено как на получателя, так и на лицо, с которым у получателя имеются взаимоотношения. Основные принципы этики представляют собой надлежащий комплекс положений, которые аудитор может использовать при рассмотрении вопроса об этичности поведения аудитора, а также, при необходимости и по аналогии, иных лиц.

9.7.П2. В случае, если аудитор предлагает или принимает, либо поддерживает иных лиц в предложении или принятии любого поощрения с целью оказания ненадлежащего влияния на поведение получателя такого поощрения или иного лица, возникает нарушение основного принципа честности.

9.7.П3. Решение вопроса о том, существует ли фактическое или видимое намерение оказать ненадлежащее влияние, требует использования профессионального суждения. При этом могут быть приняты во внимание следующие факторы:

а) характер, частота, ценность и общее воздействие поощрения;

б) время предложения поощрения по отношению к действию или решению, на которое это поощрение могло повлиять;

в) является ли соответствующее поощрение традиционной или культурной практикой в существующих обстоятельствах, например предложение подарка по случаю религиозного праздника или свадьбы;

г) является ли соответствующее поощрение вспомогательной частью профессиональной услуги, например, приглашение или принятия приглашения на обед в связи с деловой встречей;

д) предлагается ли поощрение только отдельному лицу или действует также и для широкой группы лиц. Широкая группа лиц может быть внутренней или внешней по отношению к аудиторской организации, например, другие поставщики услуг клиенту;

е) функции и должности лиц в аудиторской организации или в организации клиента, которые предлагают или которым предлагают поощрение;

ж) знает ли аудитор либо имеет основания полагать, что принятие поощрения может нарушить правила и процедуры клиента;

з) насколько открыто предлагается поощрение;

и) выдвигал ли получатель требование или просьбу о поощрении;

к) известная предыдущая практика поведения или репутация лица, предлагающего поощрение.

Рассмотрение будущих действий

9.8.П1. В случае, если аудитор узнает о поощрении, которое предлагается с фактическим или воспринимаемым (третьими сторонами) намерением оказать ненадлежащее влияние на поведение лица, могут возникнуть угрозы нарушения основных принципов этики. Такие угрозы могут возникнуть безотносительно выполнения требований в пунктах 9.6.Т. и 9.7.Т. настоящего Кодекса.

9.8.П2. Примеры действий, которые могут быть предприняты в качестве мер предосторожности в ответ на такие угрозы, включают:

а) доведение информации о поощрении до старшего руководства аудиторской организации или лиц, отвечающих за корпоративное управление клиента;

б) изменение или прекращение деловых отношений с клиентом.

Поощрения без цели оказать ненадлежащее влияние

9.9.П1. В случаях, если аудитор сделал вывод об отсутствии фактического или воспринимаемого (третьими сторонами) намерения оказать ненадлежащее влияние на поведение получателя или иного лица, применяются требования и поясняющие положения концептуального подхода к соблюдению основных принципов этики.