Общие положения
5.4.Т. Прежде чем принять на обслуживание нового клиента или задание или установить деловые взаимоотношения аудитор должен предпринять разумные действия по выявлению обстоятельств, которые могли бы привести к конфликту интересов и, соответственно, угрозе нарушения основных принципов этики. В рамках указанных действий необходимо установить:
а) характер соответствующих взаимоотношений и заинтересованности участвующих сторон;
б) характер услуги и ее влияние на участвующие стороны.
5.4.П1. Чтобы осуществить указанные выше действия по установлению интересов и взаимоотношений, которые могли бы привести к возникновению конфликта интересов, необходим эффективный процесс выявления таких конфликтов, который позволил бы аудитору выявлять существующие или потенциальные конфликты интересов как до принятия задания, так и при выполнении задания. Этот процесс включает, в том числе, рассмотрение вопросов, выявленных, например, клиентами или потенциальными клиентами. Чем раньше будет выявлен существующий или потенциальный конфликт интересов, тем выше вероятность того, что аудитор сможет принять меры в ответ на угрозы, созданные соответствующим конфликтом интересов.
5.4.П2. Эффективный процесс выявления существующих или потенциальных конфликтов интересов предполагает рассмотрение таких факторов, как:
а) характер предоставляемых профессиональных услуг;
б) размер аудиторской организации;
в) объем и состав клиентской базы;
г) структура аудиторской организации, например, количество и географическое местонахождение подразделений аудиторской организации.
5.4.П3. Дополнительные положения по принятию на обслуживание клиентов включены в разделе 6 настоящего Кодекса.
Изменение обстоятельств
5.5.Т. По мере выполнения задания аудитор должен внимательно следить за изменением с течением времени в характере услуг, интересах и взаимоотношениях, которые могли бы привести к возникновению конфликта интересов.
5.5.П1. По мере выполнения задания характер услуг, интересы и взаимоотношения могут претерпевать изменения. В особенности это касается случаев, когда к аудитору обращаются с просьбой выполнить задание в ситуации, которая в дальнейшем может привести к противоборству сторон, даже если стороны, привлекающие аудитора, изначально не имели каких-либо разногласий.
Сетевые аудиторские организации
5.6.Т. В случае, когда аудиторская организация является членом сети, аудитор должен рассмотреть конфликт интересов, существование или возможность возникновения которого аудитор имеет основания предполагать в связи с заинтересованностью и взаимоотношениями любой иной аудиторской организации, входящей в эту сеть.
5.6.П1. При выявлении такой заинтересованности и взаимоотношений иной аудиторской организации, входящей в сеть, рассматриваются, в частности, следующие факторы:
а) характер оказываемых профессиональных услуг;
б) клиенты, которым оказывают услуги организации, входящие в сеть;
в) географическое местонахождение всех участвующих сторон.