Действующий

Верховный Суд Российской Федерации

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 марта 2019 года N 4-АПА19-8

[Об оставлении без изменения решения суда, которым удовлетворен иск о признании не действующими в части Закона Московской области от 16 декабря 2015 г. N 227/2015-ОЗ "О границе городского округа Мытищи" и Закона Московской области от 20 июня 2018 г. N 85/2018-ОЗ "О границе Дмитровского городского округа"]

(Извлечение)

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Александрова В.Н., судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н. при секретаре Дарькине А.О. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям Ярмака Владимира Николаевича о признании не действующими в части Закона Московской области от 16 декабря 2015 г. N 227/2015-ОЗ "О границе городского округа Мытищи" и Закона Московской области от 20 июня 2018 г. N 85/2018-ОЗ "О границе Дмитровского городского округа" по апелляционной жалобе Администрации городского округа Мытищи на решение Московского областного суда от 28 ноября 2018 г., которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя Администрации городского округа Мытищи Корольковой Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Ярмака В.Н. - Рогановой И.А., Московской областной Думы - Мерцаловой Т.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Законом Московской области от 16 декабря 2015 г. N 227/2015-ОЗ "О границе городского округа Мытищи" (далее также - Закон о границе городского округа Мытищи) утверждена граница городского округа Мытищи согласно карте (схеме) и описанию границы городского округа Мытищи (приложение 1), геодезическим данным границы городского округа Мытищи (приложение 2), являющимся неотъемлемыми частями данного закона.

Законом Московской области от 20 июня 2018 г. N 85/2018-ОЗ "О границе Дмитровского городского округа" (далее также - Закон о границе Дмитровского городского округа) утверждена граница Дмитровского городского округа согласно карте (схеме) и описанию границы Дмитровского городского округа (приложение 1), геодезическим данным границы Дмитровского городского округа (приложение 2), являющимися неотъемлемыми частями данного закона.

Ярмак В.Н. обратился в Московский областной суд с административными исковыми заявлениями, объединенными в одно производство для совместного рассмотрения, о признании недействующими Закона о границе городского округа Мытищи - в части указанных в приложении N 2 геодезических данных (координат поворотной точки) границ городского округа Мытищи N 1129 (координаты в системе МСК-50: X 506016,19; Y 2189527,19), Закона о границе Дмитровского городского округа - в части указанных в приложении N 2 геодезических данных (координат поворотной точки) границ Дмитровского городского округа N 2099 (координаты в системе МСК-50: X 506016,19; Y 2189527,19), полагая их противоречащими требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).

В обоснование требований административный истец указал, что установленные названными нормативными правовыми актами границы городского округа Мытищи и Дмитровского городского округа в оспариваемых частях имеют наложение на принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с кадастровым номером …. В результате такого наложения часть указанного земельного участка оказалась расположенной на территории городского округа Мытищи, в то время как участок относится к территории поселка Некрасовский, входящего в состав Дмитровского городского округа. Расположение земельного участка в двух городских округах препятствует распоряжению им с учетом вида его разрешенного использования.

Решением Московского областного суда от 28 ноября 2018 г. административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Администрация городского округа Мытищи просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на фрагмент топографической основы, совмещенной с границами земельного участка с кадастровым номером … и границами городского округа Мытищи, ставит под сомнение законность формирования и, соответственно, оснований постановки на кадастровый учет в 2009 г. принадлежащего административному истцу указанного земельного участка в установленных границах с категорией земель: земли населенных пунктов. Не соглашается с заключением кадастрового инженера о расположении участка в исторически сложившихся границах населенного пункта пос. Некрасовский Дмитровского городского округа Московской области.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и административным истцом представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 26_3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится определение границ муниципальных образований в установленном законом порядке.

В силу предписаний части 2 статьи 10 Федерального закона N 131-ФЗ границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 данного Федерального закона.

Из положений пунктов 3, 12 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ вытекает, что одним из условий установления и изменения границ муниципальных образований является сохранение целостности исторически сложившихся земель и территорий населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11_9 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Граница городского округа Мытищи утверждена Законом Московской области от 16 декабря 2015 г. N 227/2015-ОЗ "О границе городского округа Мытищи", граница Дмитровского городского округа - Законом Московской области от 20 июня 2018 г. N 85/2018-ОЗ "О границе Дмитровского городского округа".

Как следует из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером … площадью 2092 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, принадлежащий на праве собственности Ярмаку В.Н., расположен в исторически сложившихся границах населенного пункта пос.Некрасовский Дмитровского городского округа Московской области, в то же время частично находится в границах городского округа Мытищи Московской области.

При таких обстоятельствах, суд, ссылаясь на положения статей 2, 10-13 Федерального закона N 131-ФЗ, пункта 3 статьи 11_9 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которых местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, границы территорий муниципальных образований устанавливаются с учетом исторически сложившихся земель населенных пунктов, прилегающих к ним земель общего пользования, территорий традиционного природопользования населения соответствующего поселения, границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов, правильно посчитал произвольными и нарушающими права административного истца оспариваемые им координаты границ муниципальных образований.

Доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа Мытищи, основанные на противоречиях между данными кадастрового учета земельного участка, принадлежащего Ярмаку В.Н., и фрагментом топографической карты границ населенного пункта пос. Некрасовский Дмитровского городского округа Московской области и городского округа Мытищи, правильность указанных выводов не опровергают, поскольку границы указанного земельного участка определены в установленном законом порядке. Несогласие заинтересованного лица с формированием и регистрацией этого земельного участка в указанных границах не входит в предмет настоящего административного дела, рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля.

Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного постановления, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Московского областного суда от 28 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Мытищи - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка